0
2418
Газета Культура Интернет-версия

13.04.2015 00:01:00

Сыграли в Гоголя

Тэги: дом гоголя, выставка, алексей трегубов, анна румянцева


дом гоголя, выставка, алексей трегубов, анна румянцева Ах, обмануть меня нетрудно... Фото со страницы Нового крыла Дома Гоголя в социальной сети Facebook

Выставку «Игроки» в Новом крыле Дома Гоголя курируют Алексей Трегубов и Анна Румянцева, которые осенью придумали и дебютный для этого экспозиционного пространства проект «АВТОРЖЖЕТ», посвятив его Гоголю, конечно. Сейчас они снова играют с Гоголем, в Гоголя, на полях его работ, одновременно играя и с самим форматом выставки – с тем, как и о чем она может быть сделана. Новые материалы, старые, но теперь раскрытые секреты – все к «Игрокам» прилагается, только если соберетесь наведаться, это тот случай, когда не нужно заранее читать про эту выставку – потом, все потом.

Алексей Трегубов и Анна Румянцева – театральные художники, возможно, поэтому, и когда они переходят из сценического пространства в выставочные залы, элемент игры переносят с собой. И потому за их затеями – может, у них ракурс немного другой, не столь привычный еще в музейной жизни, пограничный, что ли, – в общем, наблюдать за этим интересно, поскольку им самим скучно просто выставлять энное число работ. Когда в прошлом году они оформляли пространство выставки «Игра в цирк» в Московском музее современного искусства, который и сам в Москве идет в авангарде нетривиальных «сценических» решений своих экспозиций, музей было не узнать – и шапито, и качели под потолком, и клетка рядом с «Мечтой» (комнатой, внутри которой были закрытые двери, и за каждой из них разворачивалась своя история). Теперь они уже как кураторы, наоборот, в пространстве галерейного плана – где недавно показывали актуальное искусство, многими так нелюбимое за непонятность, – добросовестно воспроизвели расхожие представления о «вообще-музее». И все это и правда до оскомины поначалу походит на такой «вообще-музей»: выкрашенные в разные цвета залы, экспонаты под стеклом и длинные-длинные экспликации.

Отталкиваясь от всего этого, кураторы пускаются в свободное плавание и начинают играть и в формат монографической экспозиции, и в детектив, и даже в новомодный квест. Все эти манипуляции производя по законам гоголевских «Игроков».

«За искренность мы платим искренностью. Мы признаемся тут же вам откровенно, что сговорились обыграть вас, потому что приняли вас за человека обыкновенного. Но теперь видим, что вам знакомы высшие тайны», – говорит в пьесе Утешительный Ихареву. Тут вас тоже зовут в сговор, и обстоятельства дела, предысторию гоголевских «Игроков», излагают с самого начала. Поэтому стартует выставка игральной картой и уткой, детской игрушкой начала XIX века, какая вполне могла иметься и у Гоголя – ведь мало ли что пригодится в игре жизни.

«Игроков» на выставке препарируют рядом с биографией самого писателя, одновременно совершая необходимые по правилам монографического показа открытия. Сквозные мотивы детства (с одной стороны, отец Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, который был и директором, и актером, и драматургом театра в поместье Кибинцы, с другой, непременный спутник детства – любимая няня Агафья Семеновна), карьеры (в Петербурге Гоголю не повезло стать актером, а первую свою поэму «Ганц Кюхельгартен» он сжег – зазвучала тема горящих рукописей), переплетающегося с жизненными перипетиями сюжета «Игроков», – во все это вкрапляются известные и доселе неизвестные подробности. Дескать, карты будущему писателю показала еще няня. Или, судя по выставке, оказывается, доносили на чудачества Гоголя и других квартирантов дома Зверкова самому начальнику Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу. Вот вам игральная карта XIX века (может, так и выглядели карты из колоды Аделаиды Ивановны?) – и рядом страница из дневника писателя с примером крапления карт. Вот один из вариантов финала «Игроков» в старенькой книжице. А вот заметка из итальянской газеты про проигравшегося помещика Глова, предложившего синьору Грано выгодно купить его поместье в Оренбургской губернии. Здесь мелькает и накладная борода, фигурировавшая еще в донесении на Гоголя Бенкендорфу, и герой «Игроков» Глов. Наконец, раз сюжет проверяется жизненными историями, для антуража вам покажут и неизвестные доселе дагерротипы с самим бородатым Гоголем, переданные недавно наследниками его итальянского друга, мариниста Витторио Барези.

В отличие от многих привычных монографических выставок, здесь кураторы даже запускают зрителей в свою лабораторию, красноречиво излагая суть своих изысканий. Словом, играют в «Игроков» до победного конца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1422
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1615
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1720
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4016

Другие новости