0
2616
Газета Культура Интернет-версия

30.03.2015 00:01:00

Искусство не требует жертв

Тэги: музыкальный театр, премьера, опера, владимир тарнопольский


музыкальный театр, премьера, опера, владимир тарнопольский Современная опера – она такая. Фото Фёдора Софронова

В Малом зале Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла российская премьера оперы Владимира Тарнопольского «По ту сторону тени». Билеты на все три дня были раскуплены, что – к счастью! – говорит о том, что современная опера стала востребована не только внутри «фабрик-заводов-пароходов», но и в естественной академической среде – там, где, по мысли композитора, ей и место. 

Оперу «По ту сторону тени» Тарнопольский написал по заказу Бетховенского фестиваля в Бонне, ее исполнили в 2006 году. Сейчас с той же постановочной командой создана обновленная версия сочинения, это совместный проект Центра современной музыки Московской консерватории и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Для первого эта работа традиционная и привычная, для второго – рискованная: пять из шести солистов из труппы театра совершают практически подвиг, осваивая (грамотно!) сложный музыкальный материал без мелодий, размера и тактовых черт, то есть без привычной для оперного певца системы координат. Шестая участница – сопрано Екатерина Кичигина – без преувеличения настоящий ас в технике интерпретации новой и новейшей музыки. Ее коллеги «по партии», музыканты Ансамбля современной музыки Московской консерватории под руководством дирижера Игоря Дронова (думаю, композитор со мной согласится) очень вдохновенно (и с технической точки зрения безупречно) дарят жизнь партитуре. Вообще что здесь жизнь, а что ее имитация – надо разобраться, об этом, собственно, и идет речь в опере. Два ансамбля – в Бонне на двух балконах, здесь по разные стороны зала – все те же заявленные в названии тени, но с поправкой на Звучащее – эхо. «Пещерный» ансамбль отвечает ансамблю Искусств, порой связующим звеном между ними становятся солисты, причем не столько смысловая, сколько фонетическая текстура их партий. 

«По ту сторону тени» – опера философская, даже в квадрате: композитор пытается осмыслить знаменитый миф Платона о пещере и легенду Плиния-старшего о происхождении живописи. Идея подмены реальной жизни игрой теней и версия о происхождении изобразительного искусства из тени (контура на стене), что девушка оставила себе на память, когда возлюбленный отправился на охоту, в версии Тарнопольского пересекаются. Искусство (женское трио) дарит спасение, но (это уже в версии режиссера Роберта Векслера) не всем, а лишь тем, кто способен на его переживание, осмысление. «Узники» (мужское трио) здесь толкуются, конечно, в переносном смысле – артисты одеты в костюмы со штрих-кодом, как на упаковках печенья, вероятно, они – типичные представители современного общества информационных технологий, стирающих вообще любое человеческое лицо. Каждый из них остается в пещере, даже находясь за ее пределами: в то время как их безмолвный, но танцующий коллега постигает Красоту со своей партнершей из другого стана, они утыкаются в толстушку «Комсомолки».  

Впрочем, встреча с Искусством бывает губительна – в этой постановке, собственно, для Философа. С удивлением консерваторцы узнают в герое харизматичного профессора Михаила Александровича Сапонова. После первого контакта мужского и женского трио Философ падает замертво. Впрочем, он же сам об этом предупреждал: как только один познает истину и попытается вразумить толпу, толпа порвет его на кусочки.   

Владимир Тарнопольский задумывал сочинение как мультимедиа-оперу, что предполагает синтетический спектакль: пространство, где символически представлены пещера и искусство (три дорические колонны), решено в том числе с помощью видеопроекции (художник Фридер Вайс), режиссура – в основном средствами пластики. И то и другое, к сожалению, слишком банально – и видеографика, и особенно хореографический рисунок, оперирующий в основном элементарными движениями. Возможно, девять лет назад, когда подобные опыты были in vogue, спектакль смотрелся бы органично, сегодня же ощущение такое, что партитура Тарнопольского, очень постепенно добирающаяся до мощной кульминации и катарсиса в финале, на несколько голов выше сценической ее реализации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1851
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3850
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2892
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2365

Другие новости