Фото сайта ансамбля Les Arts Florissants
Уильяма Кристи и его ансамбль Les Аrts Florissants русская публика нежно полюбила – за безупречное исполнение, за фирменный звук, за оригинальные программы, за искренность и юмор, за неприкрытую любовь или даже вечную влюбленность в свое дело. Получилось, что из всех ансамблей старинной музыки, что играли в Москве, именно французы прижились и приезжают сюда каждый сезон, а в этом были даже дважды – осенью ансамбль представлял свою последнюю театрализованную программу, посвященную Рамо, в Большом театре. А в прошедшую пятницу Les arts Florissants – уже в четвертый раз - принимала Московская филармония.
Конечно, очаровывает сам Кристи – основатель и художественный руководитель ансамбля. Интригует уже сама история американца, влюбившегося в детстве во французскую музыкальную культуру и посвятившего ей всю жизнь. Один из вопросов творческой встречи, состоявшейся накануне концерта, как раз и был о том, как в жизнь Кристи вмешалась Франция. Тот с удовольствием вспоминал о детстве, как услышал Генделя, потом Рамо, после чего, проделав нехитрые манипуляции (срезал подушечки у молоточков, например), переделал мамин Steinway в клавесин. Слушатели застыли (видимо, каждый представил себе мамину реакцию), но спикер разрядил обстановку: «Вообще-то я предполагал, что в этом месте вы будете смеяться».
Понятно, что в тот момент судьба Кристи была решена. Возможность стать вокалистом он отмел сразу («У меня чудовищный голос!»), но понял, что может аккомпанировать и – в будущем – дирижировать. Французский он учил с детства, так что генеральная линия была намечена. В результате Кристи не только переехал во Францию, но получил гражданство, имеет государственные награды и собственное поместье с садом – вместе с «Процветающими искусствами» (так переводится название ансамбля) и «Садом голосов» (а это проект академий для молодых вокалистов), есть и настоящий кусочек земли, возделанный по всем правилам садоводческого искусства. А еще есть селекционная роза, названная в честь Уильяма Кристи.
Программа, которую ансамбль привез в Москву, тоже «садовая» – она называется «Итальянский сад». Посвящена она, конечно, не лимонам и апельсинам, а – метафорически – любви. Это путешествие по любовной лирике длиною в два с лишним века: от мадригалов Адриано Банкьери, Орацио Векки и Жака да Верта (композитор родился в 1535 году) до сцен из опер Гайдна (умер в 1809-м). Вокруг фрагментов кантаты Алессандро Страделлы «Эй, любовники, или Академия любви» выстраиваются арии и ансамбли из сочинений Вивальди и Генделя. Наши герои – а это шесть молодых людей, вызвавшихся по призыву тенора (Николас Скотт) разыграть спектакль о любви и спеть за сопрано (Люсия Мартин-Картон), контральто (Леа Десандр), контратенора (Карло Вистоли), баритона (Ренато Дольчини), и «так и быть, бас беру на себя» (Джон Тэйлор Ворд) – влюблены и счастливы, покинуты и разъярены (сцена сумасшествия из «Неистового Роланда» Вивальди), ревнивы, впадают в отчаяние («Орландо» Генделя), утешают несчастных (знаменитая генделевская ария «Lascia la spina») или снисходительно иронизируют над влюбленными. Искусно Кристи соединяет сюжетную и, главное, музыкальную линию, так, что модуляции из века в век совсем незаметны.
Во втором отделении любовные переживания как будто бы уступили место закулисным интригам, коим композиторы и либреттисты посвятили не одно и даже не два сочинения – море! Импресарио (из «Импресарио в затруднении» Чимарозы) хотят сжить со света несносные артисты, те же проблемы у его коллеги, что открыл театр на Канарах («Импресарио с Канарских островов» Доменико Сарро). Примадонна капризничает, вторая ей вторит («Певица» Гайдна), в общем, любой директор театра подтвердит, что за три века не изменилось ровным счетом ничего! Но и за кулисами есть место чувствам, так что сюжет все равно возвращается к заявленной в первом отделении теме, и вместе с героями оперы Гайдна «Роланд-паладин» солисты «Сада голосов» поют гимн любви.
Уильям Кристи, говоря о проекте «Сад голосов», подчеркнул, что отбор пройти очень сложно, особенно сейчас, когда выпускники академии заявили о себе на весь мир. Скажем, болгарка Соня Йончева открывает следующий сезон Метрополитен-опера партией Дездемоны (барочная музыка не стала основной в ее карьере, она поет больше репертуар XIX века, но в интервью всегда подчеркивает, что старинная музыка – ее первая любовь во многом благодаря Кристи). При этом нельзя сказать, что хотя бы один из шести представленных в Москве певцов обладает выдающимися вокальными данными – скорее они очень хорошо обучены, но вот с чем выпускники академии справляются безупречно – это ансамбли. Секстеты, начиная от мадригалов XVI века с их острыми гармоническими интонациями и витиеватым голосоведением и заканчивая виртуозным ансамблем из россиниевской «Золушки», исполненным на бис, действительно выше всяких похвал.