0
5975
Газета Культура Интернет-версия

16.03.2015 12:20:00

Оперный праздник на Кубани

Тэги: кубань, фестиваль, опера


кубань, фестиваль, опера Фото Татьяны Зубковой

Юг России – земля благодатная, богатая певческими традициями, яркими и звонкими голосами. Природа здесь щедра на поющих людей не меньше, чем в знаменитых еще с советских времен своими вокалистами соседних с регионом Украине, Грузии или Армении – на Дону, Кубани или Ставрополье поют все, доказательством чему являются многочисленные казачьи хоры, профессиональные и любительские, имеющиеся везде – от региональных центров до маленьких станиц. Но вот с академическим пением как-то не сложилось – нет мощной и давней традиции, нет серьезных оперных стационаров, в основном на южной дуге от Каспия до Черного моря развитие получили театры музкомедии или коллективы этнической (национальной) музыкальной традиции (в северо-кавказских республиках). Лишь в постсоветские десятилетия здесь стало что-то меняться, появился вектор развития в сторону более серьезного академического искусства – таким путем пошли музыкальные театры Ростова, Астрахани, Владикавказа, Махачкалы (три последних при этом официально были преобразованы в оперно-балетные), в их афише «тяжелый» репертуар стал занимать все большее и большее место.

Тогда же свой дрейф в сторону оперы начала и Краснодарская оперетта, преобразованная в середине 90-х в Музыкальный театр. В 2002-м Постановлением губернатора Кубани Александра Ткачева Музыкальный театр был включен в состав Творческого объединения «Премьера», во главе которого стоял легендарный на Кубани человек – Леонард Гатов. На счету этой удивительной личности множество успешных проектов, возвысивших культурный контекст края, – например, один из самых фантастических, это создание буквально на пустом месте, в городе, где никогда не было никакой хореографической базы, знаменитого Театра балета Юрия Григоровича, процветающего уже почти два десятилетия и дарящего зрителю образцы подлинно высокого хореографического искусства. С оперой оказалось сложнее – и такой мощной в художественном отношении личности как Григорович в балете привлечь не удалось, и популярностью этот вид искусства у местной публики пока пользуется гораздо меньшей, чем оперетта (музкомедия) и балет. Однако Музыкальный театр не намерен отступать, и продолжает движение в сторону утверждения и развития оперных традиций на Кубани.

Доказательством чего является проводившийся в феврале уже второй Фестиваль оперного искусства и Международный конкурс молодых оперных певцов «Опера без границ», организованные Творческим объединением «Премьера» им. Л. Г. Гатова, куда входят разножанровые коллективы – уже упомянутые Театр балета Григоровича и Музыкальный театр, а также Кубанский симфонический оркестр, Краснодарский биг-бенд Георгия Гараняна, Шоу-театр «Премьера», Новый театр кукол, Молодежный театр (драматический), вокально-хореографический ансамбль «Родник», ансамбль казачьей песни «Криница», Концертный духовой оркестр и камерный «Премьер-оркестр». «Премьера» является инициатором и организатором многих масштабных культурных акций и проектов в регионе, один из таких, получивший поддержку губернатора края Александра Ткачева, - оперный праздник, проходивший на сцене Музыкального театра, а также на других площадках - в Музыкальном колледже им. Н. А. Римского-Корсакова, старейшем музыкальном учебном заведении на Кубани, и в Муниципальном концертном зале, который когда-то по инициативе Л. Гатова был преобразован из унылого чиновничьего зала заседаний городской мэрии в настоящий оазис высокого искусства, где теперь есть красивый орган и неплохая акустика.

Программа фестиваля включала три оперных названия – «Паяцев» и «Травиату» Краснодарского музыкального театра с участием приглашенных из Петербурга солистов на ведущие партии, а также «Агриппину» Генделя – гастрольный спектакль Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания. Кроме того, состоялись два гала-концерта: один был посвящен 175-летию великого Чайковского, а второй стал логичным заключительным аккордом и фестиваля, и конкурса, в котором выступили его лауреаты и дипломанты. По сравнению с фестивалем прошлого года, который был первым опытом проведения подобных мероприятий в Краснодаре, его формат изменения не претерпел, а вот палитра расширилась – впервые на фестиваль пожаловали не отдельные гастролеры, а целый коллектив, Чайковский-гала стал первым монографическим мероприятием, представившим и оперное, и балетное творчество композитора.

«Паяцы» Руджеро Леонкавалло принадлежат не только к шедеврам «новой итальянской школы» - веризма, но вообще – к лучшим страницам итальянской оперы и оперного жанра как такового. Композитору в этой опере, единственной из сочиненных двух десятков, прославившей его, удалось многое – и соразмерность формы, и стремительность развития сюжета, и необыкновенная красота и выразительность собственно музыки. Уже более ста лет эта опера остается одной из самых популярных в мире, исполняющейся как на ведущих сценах, так и в небольших театрах и даже в студенческих студиях. В прочтении петербургского режиссера Алексея Степанюка краснодарские «Паяцы» (постановка 2006 года) практически аутентичны – эпоха, характеры, взаимоотношения героев, их мотивы, поступки – все сделано так, как предполагал композитор, которому, уверен, кубанский спектакль наверняка бы понравился. Основу сценографии художника Игоря Гриневича составляет замысловатая двухуровневая конструкция в центре сцены: когда только открывается занавес, она повернута торцом к зрителям, ее арочные пролеты напоминают итальянские мотивы, античные цирки Рима или Вероны. Потом конструкция оборачивается и балаганным театром труппы Канио, и подобием городского «общественного места», где обязательно периодически встречаются все обитатели этого маленького провинциального мирка. Изяществом отличаются «повседневные» костюмы Ольги Резниченко, четко отсылающие к эпохе создания произведения – рубежу прошлого и позапрошлого веков, в то время как одежды в шутовской комедии – нарочито кричащие, утрированные, акцентирующие балаганную сущность разыгрываемого бродячей труппой представления. Музыкально пластическое решение Александра Мацко: каждое движение что солистов, что хора и миманса, не «перегружено балетом», но логично вытекает из изгибов музыкальных фраз.

Музыкально спектакль оставляет приятное впечатление: сочен оркестр театра, ведомый приглашенным петербургским маэстро Владиславом Карклиным, ярким и слаженным звучанием отличается хор театра, чья роль в этой опере не так уж и незначительна. В фестивальном показе участвовали два гастролера из Мариинcкого театра, с которым у Краснодарского музтеатра уже установилась прочная дружба – тенор Михаил Макаров (Канио) и баритон Александр Никитин (Тонио). Первый профессионально исполнил партию несчастного паяца, за исключением не слишком удачного верхнего регистра все прозвучало достойно, но большого впечатления, тем не менее, не оставил – все-таки партия «намоленная» многими и многими великими голосами, от исполнителя Канио всегда ждешь мощной актерской харизмы и царственного вокала, а тут этого почти не было. А вот мариинский баритон порадовал абсолютно, начиная со знаменитого и труднейшего Пролога с роскошным ля-бемолем – мощный и богатый голос Никитина уверенно разлился по залу Краснодарской оперы. Краснодарские солисты составили с петербургскими достойный ансамбль: лиричная и трогательная красавица-Недда (Гюльнара Низамова), сладкоголосый тенор Беппо (Владислав Емелин), сдержанно-благородный Сильвио (Владислав Кузнецов).

Второй спектакль Степанюка – Гриневича, «Травиата», также оказывается ярким и запоминающимся, прежде всего, своим видеорядом. Сценическое пространство формирует лёгкая, изящная конструкция, ширма-решётка во всю сцену: она – и салон Флоры, и загородная «резиденция» убежавших от света влюблённый во втором акте, она же – комната умирающей Виолетты. Огромные, в стиле Дворца Гарнье, люстры свисают с колосников – они присутствуют даже в сельской идиллии Виолетты и Альфреда, как бы не давая забыть о трагической привязке всей истории к Парижу, тогдашней столице Европы и мира – в финале люстры спустятся до самого низа, словно придавив всех участников мелодрамы тем безапелляционным приговором, что вынесла судьба главной героине, более того, они окажутся зачехлёнными: своеобразные маркеры безнадежности сложившейся в драме ситуации.

Интересна хореография Александра Мацко, хотя в отличие от «Паяцев» танцевальный элемент в целом показался в спектакле чрезмерным: «балетизация» хора, вынужденного постоянно жонглировать веерами, вальсировать и выполнять прочие сцендвижения по «оживляжу» картинки, изрядно утомляла и порой казалась нарочитой.

Но в целом и этот спектакль Степанюка по своему духу можно счесть вполне классическим, развивающим ключевые идеи либретто Пьяве и музыкально драматургии Верди. В нём есть проникновенность и очевидная грусть, есть эффектные контрасты, но в то же время – и нежные лирические акценты. Традиционность в данном случае не означает замшелости – спектакль до сих пор живой и волнительный, несмотря на то, что живёт он на краснодарской сцене почти десять лет.

Музыкальное решение «Травиаты» также убедило: хороший уровень продемонстрировал оркестр, чья игра была не просто профессиональной, но очень искренней и выразительной, в чем заслуга в том числе и приглашенного из Армении маэстро Карена Дургаряна. Сложился и неплохой ансамбль штатных и гастролирующих певцов: вновь мариинские звёзды Мария Баянкина (Виолетта) и Дмитрий Воропаев (Альфред) замечательно исполнили свои партии, не менее успешно справились со своими партиями краснодарские солисты Владимир Кузнецов (Жермон), Наталья Бызеева (Флора) и другие.

Интересной страницей фестиваля оказался гастрольный спектакль из Владикавказа. Северо-Осетинский театр оперы и балета заявил оперу Генделя «Агриппина» — произведение редкое, способное вызвать немалый интерес меломанов. Однако на деле оказалось, что заявленная в афише «опера-драма» в лучшем случае может быть названа «музыкально-драматической композицией» по мотивам генделевской «Агриппины».

На основе либретто кардинала Винченцо Гримани петербургский автор Ася Волошина пишет абсолютно новую пьесу, в которой музыке и вокалу отводится такая же роль, как музыкальному оформлению в любом драматическом спектакле – то бишь роль совсем не главная. Скромный камерный оркестр под водительством Евгения Кириллова деликатно озвучивает инструментальные фрагменты генделевской партитуры, профессиональные вокалисты в количестве шести человек, из которых большинство представляет Академию молодых певцов Мариинского театра, — поют арии на итальянском (без перевода), причём певцы волею автора пьесы и режиссёра Софьи Сираканян изображают античных богов – Минерву, Венеру, Амура, Диану, Юпитера и Меркурия – первоначальным либретто собственно оперы никак не предусмотренных. Что они поют, о чём и для чего – остаётся тайной за семью печатями: вокальная музыка Генделя, так же как и инструментальная, звучит лишь как своего рода фон, украшение драматического действа.

Хотя «Агриппина» по всем формальным признакам является оперой-сериа, её либретто полно иронии и насмешки над нравами римского двора (ибо либреттист Гримани оказался неудачливым соискателем папской тиары) начала 18 века, но от греха подальше поданными иносказательно, – действие разворачивается в начале новой эры, не в папском, а в императорском Риме времён принципата. Пьеса Волошиной в этом смысле не только не противоречит исходнику, но развивает его идеи – она полна юмора, забавных ситуаций, откровенно комедийных сцен. Как и у Гримани, герои Волошиной весьма далеки от своих исторических прототипов – известно из многочисленных античных источников о безграничной жестокости Нерона и коварстве его матери Агриппины, но здесь они предстают, в общем-то, безобидными интриганами, о которых даже трудно сказать – интригуют они всерьёз или в шутку.

Помимо поющих богов всех основных и второстепенных действующих лиц играют драматические актёры – артисты старейшего на Кавказе Русского театра имени Вахтангова. Играют отлично – например, Наталья Серегина предстала царственной и мудрой императрицей со старомхатовской харизмой большой актрисы. Оформление сцены (художник Юрий Сучков) представляет собой аллюзию на барочный театр: обилие картонных облаков, смешение костюмов античных и барочных (художник по костюмам Ольга Ростростра), котурны, в которые обуты некоторые из героев (прежде всего «божественные»), конечно же, есть балет – несколько пар в белых туниках и трико призваны оживлять «генделевские проигрыши» между драматическими сценами.

Вокальные партии интересно исполнили солисты Мариинского театра и Академии при нем, а также певцы Владикавказской оперы – Мария Баянкина (Венера), Юрий Евчук (Юпитер), Дмитрий Федоров (Меркурий), Анастасия Новоселова (Диана), Мария Соловьева (Минерва), Елена Скалдина (Амур).

Театральную часть фестиваля венчал «Чайковский-гала». В его первом отделении прозвучали хиты композитора из таких его опер как «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Иоланта», музыки к весенней сказке Островского «Снегурочка». Наталья Бызеева предстала величественной Иоанной и игривым Лелем, Александр Никитин – задорным Томским и пылающим страстью Робертом, Владислав Емелин – утонченным и меланхоличным Ленским, Михаил Макаров – полубезумным Германом. Побаловали публику и дуэтами – сцену Андрея и Марии из «Мазепы» спели Гюльнара Низамова и Владислав Емелин, а финальный мегадуэт из «Онегина» - Мария Баянкина и Владимир Кузнецов. Коллективы музтеатра под управлением нового музыкального руководителя Виктора Олина обрамляли первое отделение – полонез из «Онегина» его открыл, а хор-славословие из «Пиковой» завершил, поддержав праздничное фестивальное настроение публики. Во втором отделении блистал Балет Юрия Григоровича: были показаны огромные фрагменты из трех великих балетов Чайковского – «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», где своим искусством делились балетные солисты Екатерина Конобеева, Владимир Морозов, Марина Фадеева, Алексей Шлыков, Роман Тарасов, Надежда Цветкова и Евгений Ланцута, а оркестр Театра балета очень чутко к танцовщикам вел многоопытный маэстро Александр Лавренюк.

Вокальный конкурс, как и в прошлом году, проходил под председательством художественного руководителя всего фестиваля Ларисы Гергиевой. В его жюри вошли знаменитые певцы Людмила Шемчук, Аскар Абдразаков, Вячеслав Егоров, дирижер Карен Дургарян и австрийский импресарио Ариана Холлендер-Каликс. Международный статус состязания подтвердился участием молодых вокалистов не только из России, но также из Украины, Грузии и Армении. Попробовал свои силы на конкурсе и первый участник из Кубани баритон Александр Коробейников, что порадовало, поскольку на прошлом конкурсе от края не рискнул выступать никто. В отличие от прошлогоднего состязания, на котором было обилие низких мужских голосов, данный конкурс был более ординарен – на нем, как и везде, доминировали сопрано разных амплуа, а меццо и басов было катастрофически мало. Все молодые певцы демонстрировали красивые голоса и брались за сложнейший репертуар, а уровень владения своими уникальными инструментами, как и положено на конкурсе, выдавали весьма разный.

Результаты «кубанской олимпиады вокалистов» оказались следующими. Гран-при конкурса получил петербургский тенор Илья Селиванов, первое место поделили москвичка Наталья Павлова и петербурженка Светлана Москаленко, второе – Диана Нурмухаметова из Уфы и Юлия Сулейманова из Херсона, третье – Дмитрий Гарбовский из Харькова и Геворг Григорян из Владикавказа. Дипломантами конкурса стали Эвелина Агабалаева, Елена Горло и Екатерина Латышева (Петербург), Диана Казарян (Ростов-на-Дону), Павел Стасенко (Омск), Татьяна Старкова (Пермь), Эмилия Аблаева и Мария Соловьева (Крым), Мери Мовсисян, Арсен Степанян и Марианна Мартиросян (Армения). Светлана Москаленко, кроме того, получила приз зрительских симпатий. Специальным призом главы администрации (губернатора) Краснодарского края Александра Ткачева «Творчество без границ» награждена Диана Нурмухаметова. Два участника конкурса – краснодарец Александр Коробейников и Георгий Тодуа из Грузии – удостоились специального приза «Надежда». Были вручены ряд спецпризов за исполнение отдельных музыкальных произведений: Динаре Григорян из Владикавказа – за лучшее исполнение арии Снегурочки, Елене Ефремовой из Петербурга – за романс Тамары из «Демона», Кристине Сафарян из Еревана – за ариозо Кумы из «Чародейки». Кроме того, «за артистизм» спецпризом была поощрена Мария Соловьева, а «за музыкальность и сценическое обаяние» - Марианна Мартиросян.

В финальном гала-концерте, на котором были оглашены итоги конкурса и выступили все лауреаты и дипломанты, краснодарская публика услышала и победительницу прошлогоднего конкурса «Опера без границ» сопрано Антонину Весенину, виртуозно исполнившую арии Розины и Царицы ночи. Праздник оперы на кубанской земле состоялся! 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
973
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
602
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1171
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1168

Другие новости