Фото Татьяны Зубковой
Юг России – земля благодатная, богатая певческими традициями, яркими и звонкими голосами. Природа здесь щедра на поющих людей не меньше, чем в знаменитых еще с советских времен своими вокалистами соседних с регионом Украине, Грузии или Армении – на Дону, Кубани или Ставрополье поют все, доказательством чему являются многочисленные казачьи хоры, профессиональные и любительские, имеющиеся везде – от региональных центров до маленьких станиц. Но вот с академическим пением как-то не сложилось – нет мощной и давней традиции, нет серьезных оперных стационаров, в основном на южной дуге от Каспия до Черного моря развитие получили театры музкомедии или коллективы этнической (национальной) музыкальной традиции (в северо-кавказских республиках). Лишь в постсоветские десятилетия здесь стало что-то меняться, появился вектор развития в сторону более серьезного академического искусства – таким путем пошли музыкальные театры Ростова, Астрахани, Владикавказа, Махачкалы (три последних при этом официально были преобразованы в оперно-балетные), в их афише «тяжелый» репертуар стал занимать все большее и большее место.
Тогда же свой дрейф в сторону оперы начала и Краснодарская оперетта, преобразованная в середине 90-х в Музыкальный театр. В 2002-м Постановлением губернатора Кубани Александра Ткачева Музыкальный театр был включен в состав Творческого объединения «Премьера», во главе которого стоял легендарный на Кубани человек – Леонард Гатов. На счету этой удивительной личности множество успешных проектов, возвысивших культурный контекст края, – например, один из самых фантастических, это создание буквально на пустом месте, в городе, где никогда не было никакой хореографической базы, знаменитого Театра балета Юрия Григоровича, процветающего уже почти два десятилетия и дарящего зрителю образцы подлинно высокого хореографического искусства. С оперой оказалось сложнее – и такой мощной в художественном отношении личности как Григорович в балете привлечь не удалось, и популярностью этот вид искусства у местной публики пока пользуется гораздо меньшей, чем оперетта (музкомедия) и балет. Однако Музыкальный театр не намерен отступать, и продолжает движение в сторону утверждения и развития оперных традиций на Кубани.
Доказательством чего является проводившийся в феврале уже второй Фестиваль оперного искусства и Международный конкурс молодых оперных певцов «Опера без границ», организованные Творческим объединением «Премьера» им. Л. Г. Гатова, куда входят разножанровые коллективы – уже упомянутые Театр балета Григоровича и Музыкальный театр, а также Кубанский симфонический оркестр, Краснодарский биг-бенд Георгия Гараняна, Шоу-театр «Премьера», Новый театр кукол, Молодежный театр (драматический), вокально-хореографический ансамбль «Родник», ансамбль казачьей песни «Криница», Концертный духовой оркестр и камерный «Премьер-оркестр». «Премьера» является инициатором и организатором многих масштабных культурных акций и проектов в регионе, один из таких, получивший поддержку губернатора края Александра Ткачева, - оперный праздник, проходивший на сцене Музыкального театра, а также на других площадках - в Музыкальном колледже им. Н. А. Римского-Корсакова, старейшем музыкальном учебном заведении на Кубани, и в Муниципальном концертном зале, который когда-то по инициативе Л. Гатова был преобразован из унылого чиновничьего зала заседаний городской мэрии в настоящий оазис высокого искусства, где теперь есть красивый орган и неплохая акустика.
Программа фестиваля включала три оперных названия – «Паяцев» и «Травиату» Краснодарского музыкального театра с участием приглашенных из Петербурга солистов на ведущие партии, а также «Агриппину» Генделя – гастрольный спектакль Национального государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания. Кроме того, состоялись два гала-концерта: один был посвящен 175-летию великого Чайковского, а второй стал логичным заключительным аккордом и фестиваля, и конкурса, в котором выступили его лауреаты и дипломанты. По сравнению с фестивалем прошлого года, который был первым опытом проведения подобных мероприятий в Краснодаре, его формат изменения не претерпел, а вот палитра расширилась – впервые на фестиваль пожаловали не отдельные гастролеры, а целый коллектив, Чайковский-гала стал первым монографическим мероприятием, представившим и оперное, и балетное творчество композитора.
«Паяцы» Руджеро Леонкавалло принадлежат не только к шедеврам «новой итальянской школы» - веризма, но вообще – к лучшим страницам итальянской оперы и оперного жанра как такового. Композитору в этой опере, единственной из сочиненных двух десятков, прославившей его, удалось многое – и соразмерность формы, и стремительность развития сюжета, и необыкновенная красота и выразительность собственно музыки. Уже более ста лет эта опера остается одной из самых популярных в мире, исполняющейся как на ведущих сценах, так и в небольших театрах и даже в студенческих студиях. В прочтении петербургского режиссера Алексея Степанюка краснодарские «Паяцы» (постановка 2006 года) практически аутентичны – эпоха, характеры, взаимоотношения героев, их мотивы, поступки – все сделано так, как предполагал композитор, которому, уверен, кубанский спектакль наверняка бы понравился. Основу сценографии художника Игоря Гриневича составляет замысловатая двухуровневая конструкция в центре сцены: когда только открывается занавес, она повернута торцом к зрителям, ее арочные пролеты напоминают итальянские мотивы, античные цирки Рима или Вероны. Потом конструкция оборачивается и балаганным театром труппы Канио, и подобием городского «общественного места», где обязательно периодически встречаются все обитатели этого маленького провинциального мирка. Изяществом отличаются «повседневные» костюмы Ольги Резниченко, четко отсылающие к эпохе создания произведения – рубежу прошлого и позапрошлого веков, в то время как одежды в шутовской комедии – нарочито кричащие, утрированные, акцентирующие балаганную сущность разыгрываемого бродячей труппой представления. Музыкально пластическое решение Александра Мацко: каждое движение что солистов, что хора и миманса, не «перегружено балетом», но логично вытекает из изгибов музыкальных фраз.
Музыкально спектакль оставляет приятное впечатление: сочен оркестр театра, ведомый приглашенным петербургским маэстро Владиславом Карклиным, ярким и слаженным звучанием отличается хор театра, чья роль в этой опере не так уж и незначительна. В фестивальном показе участвовали два гастролера из Мариинcкого театра, с которым у Краснодарского музтеатра уже установилась прочная дружба – тенор Михаил Макаров (Канио) и баритон Александр Никитин (Тонио). Первый профессионально исполнил партию несчастного паяца, за исключением не слишком удачного верхнего регистра все прозвучало достойно, но большого впечатления, тем не менее, не оставил – все-таки партия «намоленная» многими и многими великими голосами, от исполнителя Канио всегда ждешь мощной актерской харизмы и царственного вокала, а тут этого почти не было. А вот мариинский баритон порадовал абсолютно, начиная со знаменитого и труднейшего Пролога с роскошным ля-бемолем – мощный и богатый голос Никитина уверенно разлился по залу Краснодарской оперы. Краснодарские солисты составили с петербургскими достойный ансамбль: лиричная и трогательная красавица-Недда (Гюльнара Низамова), сладкоголосый тенор Беппо (Владислав Емелин), сдержанно-благородный Сильвио (Владислав Кузнецов).
Второй спектакль Степанюка – Гриневича, «Травиата», также оказывается ярким и запоминающимся, прежде всего, своим видеорядом. Сценическое пространство формирует лёгкая, изящная конструкция, ширма-решётка во всю сцену: она – и салон Флоры, и загородная «резиденция» убежавших от света влюблённый во втором акте, она же – комната умирающей Виолетты. Огромные, в стиле Дворца Гарнье, люстры свисают с колосников – они присутствуют даже в сельской идиллии Виолетты и Альфреда, как бы не давая забыть о трагической привязке всей истории к Парижу, тогдашней столице Европы и мира – в финале люстры спустятся до самого низа, словно придавив всех участников мелодрамы тем безапелляционным приговором, что вынесла судьба главной героине, более того, они окажутся зачехлёнными: своеобразные маркеры безнадежности сложившейся в драме ситуации.
Интересна хореография Александра Мацко, хотя в отличие от «Паяцев» танцевальный элемент в целом показался в спектакле чрезмерным: «балетизация» хора, вынужденного постоянно жонглировать веерами, вальсировать и выполнять прочие сцендвижения по «оживляжу» картинки, изрядно утомляла и порой казалась нарочитой.
Но в целом и этот спектакль Степанюка по своему духу можно счесть вполне классическим, развивающим ключевые идеи либретто Пьяве и музыкально драматургии Верди. В нём есть проникновенность и очевидная грусть, есть эффектные контрасты, но в то же время – и нежные лирические акценты. Традиционность в данном случае не означает замшелости – спектакль до сих пор живой и волнительный, несмотря на то, что живёт он на краснодарской сцене почти десять лет.
Музыкальное решение «Травиаты» также убедило: хороший уровень продемонстрировал оркестр, чья игра была не просто профессиональной, но очень искренней и выразительной, в чем заслуга в том числе и приглашенного из Армении маэстро Карена Дургаряна. Сложился и неплохой ансамбль штатных и гастролирующих певцов: вновь мариинские звёзды Мария Баянкина (Виолетта) и Дмитрий Воропаев (Альфред) замечательно исполнили свои партии, не менее успешно справились со своими партиями краснодарские солисты Владимир Кузнецов (Жермон), Наталья Бызеева (Флора) и другие.
Интересной страницей фестиваля оказался гастрольный спектакль из Владикавказа. Северо-Осетинский театр оперы и балета заявил оперу Генделя «Агриппина» — произведение редкое, способное вызвать немалый интерес меломанов. Однако на деле оказалось, что заявленная в афише «опера-драма» в лучшем случае может быть названа «музыкально-драматической композицией» по мотивам генделевской «Агриппины».
На основе либретто кардинала Винченцо Гримани петербургский автор Ася Волошина пишет абсолютно новую пьесу, в которой музыке и вокалу отводится такая же роль, как музыкальному оформлению в любом драматическом спектакле – то бишь роль совсем не главная. Скромный камерный оркестр под водительством Евгения Кириллова деликатно озвучивает инструментальные фрагменты генделевской партитуры, профессиональные вокалисты в количестве шести человек, из которых большинство представляет Академию молодых певцов Мариинского театра, — поют арии на итальянском (без перевода), причём певцы волею автора пьесы и режиссёра Софьи Сираканян изображают античных богов – Минерву, Венеру, Амура, Диану, Юпитера и Меркурия – первоначальным либретто собственно оперы никак не предусмотренных. Что они поют, о чём и для чего – остаётся тайной за семью печатями: вокальная музыка Генделя, так же как и инструментальная, звучит лишь как своего рода фон, украшение драматического действа.
Хотя «Агриппина» по всем формальным признакам является оперой-сериа, её либретто полно иронии и насмешки над нравами римского двора (ибо либреттист Гримани оказался неудачливым соискателем папской тиары) начала 18 века, но от греха подальше поданными иносказательно, – действие разворачивается в начале новой эры, не в папском, а в императорском Риме времён принципата. Пьеса Волошиной в этом смысле не только не противоречит исходнику, но развивает его идеи – она полна юмора, забавных ситуаций, откровенно комедийных сцен. Как и у Гримани, герои Волошиной весьма далеки от своих исторических прототипов – известно из многочисленных античных источников о безграничной жестокости Нерона и коварстве его матери Агриппины, но здесь они предстают, в общем-то, безобидными интриганами, о которых даже трудно сказать – интригуют они всерьёз или в шутку.
Помимо поющих богов всех основных и второстепенных действующих лиц играют драматические актёры – артисты старейшего на Кавказе Русского театра имени Вахтангова. Играют отлично – например, Наталья Серегина предстала царственной и мудрой императрицей со старомхатовской харизмой большой актрисы. Оформление сцены (художник Юрий Сучков) представляет собой аллюзию на барочный театр: обилие картонных облаков, смешение костюмов античных и барочных (художник по костюмам Ольга Ростростра), котурны, в которые обуты некоторые из героев (прежде всего «божественные»), конечно же, есть балет – несколько пар в белых туниках и трико призваны оживлять «генделевские проигрыши» между драматическими сценами.
Вокальные партии интересно исполнили солисты Мариинского театра и Академии при нем, а также певцы Владикавказской оперы – Мария Баянкина (Венера), Юрий Евчук (Юпитер), Дмитрий Федоров (Меркурий), Анастасия Новоселова (Диана), Мария Соловьева (Минерва), Елена Скалдина (Амур).
Театральную часть фестиваля венчал «Чайковский-гала». В его первом отделении прозвучали хиты композитора из таких его опер как «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Иоланта», музыки к весенней сказке Островского «Снегурочка». Наталья Бызеева предстала величественной Иоанной и игривым Лелем, Александр Никитин – задорным Томским и пылающим страстью Робертом, Владислав Емелин – утонченным и меланхоличным Ленским, Михаил Макаров – полубезумным Германом. Побаловали публику и дуэтами – сцену Андрея и Марии из «Мазепы» спели Гюльнара Низамова и Владислав Емелин, а финальный мегадуэт из «Онегина» - Мария Баянкина и Владимир Кузнецов. Коллективы музтеатра под управлением нового музыкального руководителя Виктора Олина обрамляли первое отделение – полонез из «Онегина» его открыл, а хор-славословие из «Пиковой» завершил, поддержав праздничное фестивальное настроение публики. Во втором отделении блистал Балет Юрия Григоровича: были показаны огромные фрагменты из трех великих балетов Чайковского – «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», где своим искусством делились балетные солисты Екатерина Конобеева, Владимир Морозов, Марина Фадеева, Алексей Шлыков, Роман Тарасов, Надежда Цветкова и Евгений Ланцута, а оркестр Театра балета очень чутко к танцовщикам вел многоопытный маэстро Александр Лавренюк.
Вокальный конкурс, как и в прошлом году, проходил под председательством художественного руководителя всего фестиваля Ларисы Гергиевой. В его жюри вошли знаменитые певцы Людмила Шемчук, Аскар Абдразаков, Вячеслав Егоров, дирижер Карен Дургарян и австрийский импресарио Ариана Холлендер-Каликс. Международный статус состязания подтвердился участием молодых вокалистов не только из России, но также из Украины, Грузии и Армении. Попробовал свои силы на конкурсе и первый участник из Кубани баритон Александр Коробейников, что порадовало, поскольку на прошлом конкурсе от края не рискнул выступать никто. В отличие от прошлогоднего состязания, на котором было обилие низких мужских голосов, данный конкурс был более ординарен – на нем, как и везде, доминировали сопрано разных амплуа, а меццо и басов было катастрофически мало. Все молодые певцы демонстрировали красивые голоса и брались за сложнейший репертуар, а уровень владения своими уникальными инструментами, как и положено на конкурсе, выдавали весьма разный.
Результаты «кубанской олимпиады вокалистов» оказались следующими. Гран-при конкурса получил петербургский тенор Илья Селиванов, первое место поделили москвичка Наталья Павлова и петербурженка Светлана Москаленко, второе – Диана Нурмухаметова из Уфы и Юлия Сулейманова из Херсона, третье – Дмитрий Гарбовский из Харькова и Геворг Григорян из Владикавказа. Дипломантами конкурса стали Эвелина Агабалаева, Елена Горло и Екатерина Латышева (Петербург), Диана Казарян (Ростов-на-Дону), Павел Стасенко (Омск), Татьяна Старкова (Пермь), Эмилия Аблаева и Мария Соловьева (Крым), Мери Мовсисян, Арсен Степанян и Марианна Мартиросян (Армения). Светлана Москаленко, кроме того, получила приз зрительских симпатий. Специальным призом главы администрации (губернатора) Краснодарского края Александра Ткачева «Творчество без границ» награждена Диана Нурмухаметова. Два участника конкурса – краснодарец Александр Коробейников и Георгий Тодуа из Грузии – удостоились специального приза «Надежда». Были вручены ряд спецпризов за исполнение отдельных музыкальных произведений: Динаре Григорян из Владикавказа – за лучшее исполнение арии Снегурочки, Елене Ефремовой из Петербурга – за романс Тамары из «Демона», Кристине Сафарян из Еревана – за ариозо Кумы из «Чародейки». Кроме того, «за артистизм» спецпризом была поощрена Мария Соловьева, а «за музыкальность и сценическое обаяние» - Марианна Мартиросян.
В финальном гала-концерте, на котором были оглашены итоги конкурса и выступили все лауреаты и дипломанты, краснодарская публика услышала и победительницу прошлогоднего конкурса «Опера без границ» сопрано Антонину Весенину, виртуозно исполнившую арии Розины и Царицы ночи. Праздник оперы на кубанской земле состоялся!