06.03.2015 17:04:00
Очередная реформа московских театров буксует на ровном месте
Примерно о том же, так же вежливо, не пытаясь отбрыкаться от самой идеи объединения, но не соглашаясь с выбором конкретных исполнителей и руководителей, которым было доверено это непростое дело, в своем не менее открытом письме пишет в Департамент культуры Москвы теперь уже бывший директор «Открытой сцены» Филипп Лось. Человек, к слову, возглавивший этот экспериментальный столичный театральный проект по итогам открытого конкурса.
У «Открытой сцены» - давняя и славная история. Проект, о необходимости которого впервые заговорили лет 20 тому назад, предполагалось, будет помогать молодым режиссерам в реализации их экспериментальных работ. Коллективы все – временные, существуют автономно, а бухгалтерия общая. Потому и не испугались в «Открытой сцене», когда им предложили ту же самую бухгалтерию перенести на ступеньку вверх, в общую дирекцию теперь уже Центра драматургии и режиссуры. Филипп Лось написал концепцию будущего единого холдинга, структуру и порядок работы творческих лабораторий… Поскольку некоторое время тому назад Департамент культуры слился с департаментом молодежной политики, казалось, что молодежному театральному проекту ничто грозить не может. Скорее, наоборот.
…Все идеи так и остались без ответа. Вместо этого в начале октября, через месяц после того, как был издан приказ о реорганизации, он получил договор о присоединении «Открытой сцены» к ЦДР.
Сегодня «Открытая сцена» это – 2-3 премьеры в месяц, хотя в бюджете «Открытой сцены» вообще не предусмотрены постановочные расходы, госзадание выполняется стабильно на 130-150 процентов (по данным самого департамента культуры). Кроме того, не так давно «Открытая сцена» была выбрана оператором всех московских театральных центров, то есть именно «Открытая сцена» теперь отвечает за творческие программы шести больших домов и дворцов культуры на окраинах Москвы, от Северного Чертаново до Зеленограда.
Из письма становится понятно, почему Филипп Лось выступает теперь против объединения с ЦДР: в нем, в частности, говорится, что человек, которому департамент культуры доверил руководство новым театральным холдингом, Дмитрий Палагута «шантажирует сотрудников «Открытой сцены» увольнением, заставляя их подписываться под унизительными, нищенскими, недопустимо низкими окладами, прерывает репетиции … требованием немедленно предъявить ему какие-то договоры аренды» и т.д. Из письма очевидно главное – человек, которому Сергей Капков доверил проведение серьезнейшей реформы подведомственных ему театров, в вопросах театра не очень искушен, а о театральной этики, что Станиславский считал чуть ли не основополагающим вопросом в жизни театра, скорее всего, просто не слышал.
В любых реформах, а уж театральной – наверное, в первую очередь, важны ведь не только ясно продекларированные цели общей оптимизации. Если нет цели театр просто закрыть, то есть уничтожить, очень важно иметь творческую программу. Однако об уничтожении или закрытии театров, в департаменте культуры настаивают, речи нет, - говорят, наоборот, о том, чтобы легче и беззаботнее было заниматься театральным искусством. Тогда без художественной, творческой программы не обойтись. А от нынешней дирекцией ЦДР, это уже ясно, творческой программы добиться не удастся. Во всяком случае, ни Филипп Лось, ни Николай Рощин ни слова на эту тему так и не услышали, о чем и пишут, в частности, в своих открытых письмах.
Вообще, открытые письма – конечно, не лучший способ общения с непосредственными начальниками. И редко ведут к удаче. Но если два руководителя (один – теперь уже бывший) сумеют такими письмами хотя бы сберечь от уничтожения свои театры, я думаю, оба будут удовлетворены. В театре амбиции часто зашкаливают, но сохранить дело для очень многих художественных руководителей часто важнее, чем остаться их номинальными лидерами.
Комментарии для элемента не найдены.