0
7423
Газета Культура Интернет-версия

06.03.2015 17:04:00

Очередная реформа московских театров буксует на ровном месте

Тэги: театр, москва, реформа, капков, филипп лось, николай рощин


«НГ» уже писала о неудачной, по мнению экспертов, идее соединить в один организм сразу несколько столичных театров, занимающихся «новой драмой» и другими театральными экспериментами. Идея по объединению под крылом Центра драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина (ЦДР) проекта «Открытая сцена» и театра «А.Р.Т.О.», среди которых каждый занимался своим делом, не казалась продуктивной и обозревателю «НГ». Но сами эти театры ничего страшного в таком объединении не увидели и даже выразили готовность избавить себя от ряда административных забот ради того, чтобы сконцентрироваться на искусстве. Но в конце зимы выяснилось, что опасения были не напрасны: пройдя путь по слиянию, «головная организация», ЦДР первым делом отказалась от услуг и уволила прежнего руководителя «Открытой сцены» Филиппа Лося, а о своем решительном несогласии с объединением на базе ЦДР в открытом письме на имя главы департамента культуры Москвы написал известный режиссер, основатель и худрук театра «А.Р.Т.О.» Николай Рощин. В письме на имя Сергея Капкова Рощин пишет: «если цель объединения действительно в том, чтобы сохранить и улучшить условия работы творческих коллективов, то прошу вас пересмотреть решение об объединении театров «А.Р.Т.О.» и ЦДР … так как это, в данном составе руководства театров, загубит прежде всего именно творческую составляющую». Письмо по словам – очень уважительное и миролюбивое, можно только вообразить, что же на самом деле стоит за словами: «успешное сотрудничество и плодотворная работа с действующей дирекцией ЦДР невозможна. Нет понимания в основополагающих организационных, эстетических и даже этических вопросах».


Примерно о том же, так же вежливо, не пытаясь отбрыкаться от самой идеи объединения, но не соглашаясь с выбором конкретных исполнителей и руководителей, которым было доверено это непростое дело, в своем не менее открытом письме пишет в Департамент культуры Москвы теперь уже бывший директор «Открытой сцены» Филипп Лось. Человек, к слову, возглавивший этот экспериментальный столичный театральный проект по итогам открытого конкурса.


У «Открытой сцены» - давняя и славная история. Проект, о необходимости которого впервые заговорили лет 20 тому назад, предполагалось, будет помогать молодым режиссерам в реализации их экспериментальных работ. Коллективы все – временные, существуют автономно, а бухгалтерия общая. Потому и не испугались в «Открытой сцене», когда им предложили ту же самую бухгалтерию перенести на ступеньку вверх, в общую дирекцию теперь уже Центра драматургии и режиссуры. Филипп Лось написал концепцию будущего единого холдинга, структуру и порядок работы творческих лабораторий… Поскольку некоторое время тому назад Департамент культуры слился с департаментом молодежной политики, казалось, что молодежному театральному проекту ничто грозить не может. Скорее, наоборот.


…Все идеи так и остались без ответа. Вместо этого в начале октября, через месяц после того, как был издан приказ о реорганизации, он получил договор о присоединении «Открытой сцены» к ЦДР.
Сегодня «Открытая сцена» это – 2-3 премьеры в месяц, хотя в бюджете «Открытой сцены» вообще не предусмотрены постановочные расходы, госзадание выполняется стабильно на 130-150 процентов (по данным самого департамента культуры). Кроме того, не так давно «Открытая сцена» была выбрана оператором всех московских театральных центров, то есть именно «Открытая сцена» теперь отвечает за творческие программы шести больших домов и дворцов культуры на окраинах Москвы, от Северного Чертаново до Зеленограда.


Из письма становится понятно, почему Филипп Лось выступает теперь против объединения с ЦДР: в нем, в частности, говорится, что человек, которому департамент культуры доверил руководство новым театральным холдингом, Дмитрий Палагута «шантажирует сотрудников «Открытой сцены» увольнением, заставляя их подписываться под унизительными, нищенскими, недопустимо низкими окладами, прерывает репетиции … требованием немедленно предъявить ему какие-то договоры аренды» и т.д. Из письма очевидно главное – человек, которому Сергей Капков доверил проведение серьезнейшей реформы подведомственных ему театров, в вопросах театра не очень искушен, а о театральной этики, что Станиславский считал чуть ли не основополагающим вопросом в жизни театра, скорее всего, просто не слышал.


В любых реформах, а уж театральной – наверное, в первую очередь, важны ведь не только ясно продекларированные цели общей оптимизации. Если нет цели театр просто закрыть, то есть уничтожить, очень важно иметь творческую программу. Однако об уничтожении или закрытии театров, в департаменте культуры настаивают, речи нет, - говорят, наоборот, о том, чтобы легче и беззаботнее было заниматься театральным искусством. Тогда без художественной, творческой программы не обойтись. А от нынешней дирекцией ЦДР, это уже ясно, творческой программы добиться не удастся. Во всяком случае, ни Филипп Лось, ни Николай Рощин ни слова на эту тему так и не услышали, о чем и пишут, в частности, в своих открытых письмах.


Вообще, открытые письма – конечно, не лучший способ общения с непосредственными начальниками. И редко ведут к удаче. Но если два руководителя (один – теперь уже бывший) сумеют такими письмами хотя бы сберечь от уничтожения свои театры, я думаю, оба будут удовлетворены. В театре амбиции часто зашкаливают, но сохранить дело для очень многих художественных руководителей часто важнее, чем остаться их номинальными лидерами.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1004
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
505
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
445
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
566

Другие новости