Ирина Лебедева освобождена от должности руководителя Третьяковской галереи – с формулировкой «по инициативе работодателя» (пункт 2 статьи 278 ТК Российской Федерации). Слухи о непродлении с ней контракта появлялись не раз, так что в какой-то момент их уже почти и не воспринимали всерьез. Впрочем, и Трегулову пригласили в 2013-м возглавить РОСИЗО для многих неожиданно, и еще более неожиданно тогда привели руководить Пушкинским Марину Лошак. Нынешний сюжетный поворот с Третьяковкой – событие и радостное, и все-таки вызывающее недоумение. Впрочем, приходится повториться, руководство Министерства культуры не раз устраивало общественности встряску такими лихими поворотами.
Поздравляя Зельфиру Трегулову, одновременно хотелось бы посочувствовать Ирине Лебедевой. Об отставке ей сообщили в музее, где министр культуры Владимир Мединский встретился с ней и с Трегуловой. «В Третьяковской галерее так и не создана комфортная среда для посетителей – нет кафе, магазинов, нет wi-fi. В планах руководства галереи – снижение посещаемости на 15 проц. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром», – цитирует ТАСС источник в департаменте культурного наследия Минкультуры РФ. Про показатели посещаемости в министерстве повторяют, как заклинание, но разве магазины и кафе (которые в здании в Лаврушинском есть, а на Крымском Валу есть и музейные киоски с книгами-каталогами и сувенирной продукцией) или беспроводной Интернет – главное в музейной жизни? На фоне, например, наконец-то начавшегося строительства нового здания в Лаврушинском переулке? Еще один комментарий директора департамента культурного наследия Михаила Брызгалова прислали из Минкульта. Там кроме снижения посещаемости говорится, что «затянуто строительство 2-го корпуса, скандалы вокруг музея, так и не создана комфортная среда для посетителей, школьников, студентов, методистов. Главный художественный музей страны, русского искусства так и не стал методическим центром». Советник по культуре при президенте РФ Владимир Толстой сообщил, что Лебедевой, по его информации, предлагали остаться в музее научным сотрудником и что главная причина отставки – неэффективная менеджерская работа.
Несмотря на появлявшиеся в Третьяковке странные выставки – вроде, очевидно, инспирированного «сверху» показа с патриотической живописью и патриотичным названием «Отражая эпоху… Исторические картины Павла Рыженко» (незадолго до того первая посмертная выставка художника прошла в Выставочном зале Российского военно-исторического общества, председателем которого является министр культуры Владимир Мединский, и в частности, при участии РОСИЗО), – все же ГТГ жила своей вполне заметной жизнью. Главной ее составляющей были ежегодные крупные ретроспективы – Левитана, Ге, Наталии Гончаровой, в минувшее воскресенье завершился показ важнейшей для искусства XX века коллекции авангарда Георгия Костаки, на сентябрь намечена персоналия к 150-летию Валентина Серова. Да, то и дело Третьяковку можно было упрекнуть в том, что выставки – просто собранный и показанный, например, по хронологии материал, без особых фантазийных «вывертов». Но можно вспомнить, что случилась все-таки экспозиция про натюрморт в искусстве классическом и современном – с интересными рифмами. Можно было сетовать, что современного искусства тут немного – но все же и постоянную экспозицию обновили, и ретроспективу Дмитрия Александровича Пригова сделали. Хотелось бы больше, но неизвестно, станет ли присутствие новейшего искусства более ощутимым сейчас – тут уже вопрос государственного курса, на который приходится ориентироваться подведомственному музею. Можно было припомнить, что еще до назначения гендиректором в 2009-м Лебедева выступала против Андрея Ерофеева, когда того из Третьяковки увольняли. Можно – про ее, уже в статусе руководителя, обещание сотрудничать с Церковью и опасения за то самое современное, не любимое православными активистами, творчество – но показ Павла Корина и уж тем более выставка к юбилею Андрея Рублева – достойные примеры религиозного искусства. Не забыть скандальных моментов и с анонимным письмом 2011 года, в котором директора обвиняли во всех тяжких, в коррупции и чуть не в подготовке к распродаже музейных ценностей, – в ответ она созвала брифинг. В том же году возбудили дело против первого замдиректора Олега Беликова. Вместе с тем, Лебедева была среди тех, кто выступал против строительства на Крымском Валу многофункционального высотного комплекса «Апельсин» по проектуНормана Фостера – и при Лебедевой в галерее появилась опция покупки электронного билета, что немаловажно.
Новый директор ГТГ Зельфира Трегулова успела всего полтора года проработать во главе Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО и только недавно отчитывалась на заседании коллегии Минкульта об успехах и интенсивной работе. Тогда же руководитель министерского департамента культурного наследия Михаил Брызгалов высказал предложение вернуть в недра РОСИЗО Дирекцию Музейного фонда РФ, которая занималась бы не только включением в этот фонд хранящихся в музеях предметов (с середины 1990-х в общероссийском Музейном фонде около 15 млн не были оформлены юридически), но и их исключением (см. НГ от 01.02.2015 и от 09. 02. 2015). Трегулова – уважаемый в музейный кругах человек, до РОСИЗО она долго работала замдиректора по выставочной работе в Музеях Кремля, а до того – недолго – в Пушкинском занималась зарубежными связями и выставками. Лебедева считается специалистом по авангарду – в частности, ее пригласили одним из авторов в недавно вышедшую монументальную Энциклопедию русского авангарда. Трегулова тоже русский авангард знает и любит – она, в частности, была сокуратором знаменитой, гастролировавшей на рубеже миллениума по миру выставки «Амазонки авангарда», а в 2013-14-м РОСИЗО под ее руководством возил по Европе экспозиционный оммаж Малевичу и авангарду.
Изменится ли курс ГТГ, говорить рано. Известно, что Зельфира Трегулова большое внимание уделяет подаче, «сценографии» выставок – может, с этим станет лучше, посмотрим. В любом случае выставочные планы ГТГ в целом определены и уже озвучены до конца 2015-го. На просьбу «НГ» прокомментировать это назначение комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн ответил: «Зельфира Трегулова, с которой мы сделали много выставок, очень высокий профессионал, достойный такой должности. Думаю, Третьяковская галерея будет развиваться в правильном направлении. Ситуации со снятием Ирины Лебедевой я не знаю, поэтому комментировать не хотел бы». На вопрос, считает ли Бакштейн, что теперь в ГТГ будут активнее работать с современным искусством, он сказал: «Безусловно, поскольку у Трегуловой большой опыт работы с современной художественной культурой. Еще когда она работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении им.Е. Вучетича, мы вместе делали в 1993 году большую выставку в Нью-Йорке, посвященную и советскому, и современному искусству. Поверьте, сделать в те годы такую крупную выставку русского искусства было невероятно трудно. В Третьяковской галерее довольно сильный отдел новейших течений, и я надеюсь, она будет поощрять его идеи и способствовать его вовлечению в крупные международные проекты».
Еще остается вопрос о РОСИЗО. С одной стороны, насколько можно судить по озвученным планам, именно музейно-выставочный центр будет оператором, например, в подготовке посвященной ВОВ большой выставки «Победа!» в Историческом музее. С другой, какие люди теперь возглавят РОСИЗО как оператора международных российских выставок и – отдельно – воссозданную Дирекцию Музейного фонда, тоже важно, поскольку эта работа тоже не может останавливаться.