Виолетта Урмана в партии Сантуццы была крайне выразительна. Фото Стаса Левшина предоставлено пресс-службой театра
С новейшей историей Михайловского театра Елена Васильевна связана не просто по касательной: она ее творила. В 2007-м свеженазначенный директор театра Владимир Кехман, человек весьма амбициозный, пожелал, чтобы в Михайловском было все лучшее (и, кстати, частично своей цели достиг). Из лучших и относительно свободных тогда была Елена Образцова – она и стала формально заведовать оперной труппой, но неформально определяла художественную политику театра, по крайней мере оперной его части.
Первым ее проектом стала легендарная «Сельская честь» – легендарная прежде всего для самой Образцовой, это одна из ее коронных партий, звучавшая и на родине, и за рубежом, наконец увековечена Франко Дзеффирелли в фильме-опере. «В моей жизни, – писал режиссер, – были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма «Сельская честь» сотворила чудо».
Почти сразу же после премьеры спектакль привезли в Москву. Сдержанную в средствах, но выразительную в исполнении постановку Лилианы Кавани столичная критика приняла, и за «Сельской честью» закрепился статус визитной карточки Михайловского. Сейчас спектакль играют не так часто, но каждый раз стараются сделать показ событийным, приглашая знаменитых исполнителей.
Особенным был и этот спектакль – трепетным, теплым. Елена Васильевна словно встречала каждого зрителя улыбкой (ее фотография была на занавесе), Владимир Кехман и Елена Макарова в нескольких трогательных словах вспомнили коллегу и маму, отметив, сколь важным и для театра, и для Образцовой было сотрудничество. «Мама там, где она сейчас, будет сегодня вечером помогать артистам», – сказала дочь Елены Васильевны. Специально для участия в спектакле в Санкт-Петербург приехала Виолетта Урмана. «У меня были другие планы, но как только я узнала, что спектакль посвящен Елене Васильевне, тут же согласилась, это честь для меня», – сказала певица в кратком интервью обозревателю «НГ». «Известие о смерти Образцовой было для нас полной неожиданностью, ударом, – говорит Урмана, – и мне сегодня было непросто выйти на сцену, сложно было не потерять голос от эмоций, которые меня захлестывали». Певица рассказала о краткой встрече с Образцовой во время записи оперы «Андре Шенье» в Милане: «Мы прекрасно поговорили, а когда я увидела живьем, как она работает, то была поражена. Это, извините за выражение, был монстр вокального искусства, артистка самого высшего класса. Эта короткая встреча была прекрасной».
Остальные партии исполнили солисты Михайловского: тенор Дмитрий Головин (Турриду), дорогу которому в свое время проложила сама Образцова, пригласив в штат театра; а также артисты старой гвардии – Нина Романова (мама Лючия) и Николай Копылов (Альфио), участники премьерных спектаклей. Итальянский дирижер Даниэле Рустионе – еще одна находка Елены Васильевны. Семь лет назад он, 25-летний начинающий дирижер, под патронатом Образцовой руководил постановкой «Сельской чести», сегодня маэстро с крепкой репутацией снова приехал в Михайловский почтить память своей наставницы. Надо сказать, что во многом благодаря его работе спектакль получился не рядовым. Рустионе чувствует фактуру, он создает то легкое, воздушное облако, перину, на которую так легко опереться («лечь») певцам, отчего и ансамбль выглядит слаженным, а появляется какая-то свежесть восприятия.
Есть еще один проект Михайловского театра памяти Елены Образцовой: грядущая в следующем сезоне постановка оперы Бизе «Кармен» будет посвящена лучшей Карменсите XX века.
Санкт-Петербург–Москва