0
2385
Газета Культура Интернет-версия

05.02.2015 00:01:00

«Фабрика» разменяла первый десяток лет выставкой, где музыка переведена на язык изобразительного творчества

Тэги: нотация, хачатуров, фабрика, филиппова


нотация, хачатуров, фабрика, филиппова Одну «ноту» голодные зрители уже съели. Фото автора

«Нотацию» показывают под кураторским руководством арт-критика Сергея Хачатурова и директора центра творческих индустрий «Фабрика» Аси Филипповой. И речь идет не только о музыке, хотя визуализация музыкальных переживаний остается главным лейтмотивом, – нотацию тут понимают еще и как шахматную, и просто как наставление. Показ получился энергичным и ироничным, ну а уж вышел ли он каноном или феллиниевской «Репетицией оркестра», зависит от того, во что вслушиваться.

Вместо увертюры в центре зала Оливье – столы и столики со всяким барахлом. На главном круглом – шахматного окраса скатерть, поверх нее расставлены черные и белые бытовые безделицы. Так тут зовут за круглый стол и предлагают партию сыграть?.. На этих столах неподалеку примостились статуэтка Будды, шоколадный фонтан для фондю с ценником «49 р.», опрокинутая на бок черная голова манекена (поверженная королева?) и здоровенный то ли король, то ли ферзь из ершика. Желая Bon Appetit (название инсталляции), Ян Тамкович вспоминает дюшановскую цитату и приговаривает, что «вкус для художника значения не имеет». Так что в черно-белую урну упала сложенная «рупором» Соната № 5 новатора в цветомузыке Скрябина. Так что висящий тут фотонатюрморт пышностью формы отправляет к фламандской традиции, а содержанием – зеленым сыром, например, – если не к сегодняшнему дню, так к недавнему прошлому. Вокруг всего этого разворачивается «Нотация», хор художников, где у каждого своя партия, и время от времени они вступают в диалог.

Сергей Хачатуров – а тут именно он и первая кураторская скрипка, и дирижер – собрал столько разных высказываний и размышлений, что, пожалуй, хватило бы не на один показ. Ему, однако, понадобилось сказать «tutti» и создать нотацию насыщенную, из которой можно извлечь и одно, и другое, и третье. И минимализм «Музыки для кусочков дерева» Стива Райха, переведенный в графическую схему и видео с перемещающимися в коробке – в такт музыке – цветными детскими кубиками у Наталии Зинцовой. И вступающие с зинцовским видео в беседу-перестукивание метрономы с видео Сергея Шутова «Сапсан-Ласточка». Отбивающие ритм кто скорее, кто медленнее, они вам и про стук колес скажут, и о почтении футуристов, дадаистов и сюрреалистов к метроному в частности и к запечатлению звука и скорости вообще. По принципу «от противного» с этим сочетается инсталляция Яши Веткина «На полке»: тишина неполучившего слова, положенного на полку фильма, – и «шепчущий» звук мотающего пленку кинопроектора.

Столы Тамковича – это рондо: к ним все время возвращаешься, они во многом задают интонацию выставки, и вокруг них — свои темы-главки, сменяющие друг друга порой в синкопированном ритме. Вот вам «Калинка» замечательного концептуалиста Вадима Захарова, «скачущая» апельсинами по нотному стану колючей проволоки. Любопытство к современному искусству проявилось у публики тут, увы, в духе расхожего анекдота: «Любите ли вы апельсины?» – «Есть – да…» Уже в первые дни работы выставки, как написал в Facebook Хачатуров, от одного фрукта осталась лишь шкурка…

А вот, тасуя разновременные пласты культуры и объединяя разные поколения современных художников, Хачатуров ныряет в прошлое и адресует к «Птичьему концерту» Снейдерса, сегодня переиначивая мотив в одноименных рисунках Егора Кошелева. Мудрая сова-дирижер, пюпитр с нотацией, сфотографированной с оригинала куратором (причем тот обратился к специалисту по музыке барокко из Московской консерватории Ларисе Кириллиной за разъяснениями: выяснилось, что по форме это канон) и увеличенной тут художником. И – хор птахов-олухов, поющих каждый свое. Отсюда еще один прыжок, через динамичную рисованную линию приводящий в итоге к «Портретам нот. Каприччио в духе Кукрыниксов» – динамичным шаржам Дмитрия Рязанова.

Одни работы рифмуются, образуя эпизоды-главки выставки, другие, кажется, выпадают из этого движения – или слуха недостает, чтобы понять общее как развитие, где каждый элемент работает на целое… По композиции, честно говоря, прошлый проект Сергея Хачатурова на «Фабрике» – Et in Arcadia ego – казался стройнее. Но, может, куратор – с его желанием откликнуться современностью на классику, с его интересом к музыке да даже с его коллекционированием изображений сов – и хотел сплести все это в жанре каприччио? Добавив к тому изящный и притом страстный кураторский манифест с наказом: «Чтоб творили как по нотам!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1582
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1779
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1889
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4259

Другие новости