Красиво открытый Электротеатр. Фото РИА Новости |
На театральной карте Москвы появилось еще одно «место силы» – Электротеатр Станиславский. В церемонии открытия принял участие Сергей Собянин, что скорее исключение, чем правило – не так часто градоначальник жалует своим присутствием культурные мероприятия. Торжественный вечер посетили Сергей Капков, Михаил Швыдкой, Анатолий Васильев, Валерий Фокин, Ирина Прохорова и другие.
«Театры Москвы находятся на пике своей популярности. В прошедшем году их посетили 4 млн 600 тыс. человек – и это абсолютный рекорд за весь период театральной деятельности Москвы. Это, конечно, зависит от того, в каком состоянии эти театры находятся, сколько новых постановок и каких реализуется в Москве. В прошлом году было поставлено 180 новых спектаклей», – отметил мэр Москвы. Сергей Семенович добавил, что в рамках проекта по реконструкции и ремонту театральных площадок за прошедшие два года введены в эксплуатацию около двух десятков зданий. На подходе еще несколько, и самый ожидаемый (и скандальный) проект – новая сцена театра «Геликон-опера» на Большой Никитской, там уже ведутся отделочные работы. Впрочем, это уже из другой оперы, а пока же речь о кардинальном обновлении или даже переосмыслении бывшего Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, до того – студии Станиславского, а еще раньше – электротеатра (кинотеатра) «Арс», отсюда и новое название (про первоначальную функцию здания на Тверской улице, где был дом терпимости, вспоминать в новом контексте не будем).
Борис Юхананов, режиссер, педагог, теоретик театра, выиграл конкурс на разработку концепции развития театра в 2013 году, тогда же, осенью, здание закрылось на реконструкцию. Капитальную. Юхананов, кроме того что создал фонд и привлек частный капитал, начал и выиграл войну с казавшимися вечными арендаторами – рестораны, которые занимали целый этаж, были закрыты. Архитектурное бюро Wowhaus разработало стильный и функциональный проект: гардероб теперь спрятан на цокольный этаж, на первом свободное пространство и бар (сюда, как говорят, можно прийти просто так, без билета на спектакль), в перспективе это что-то типа культурного клуба с выставками, книжным магазином и так далее. На втором этаже собственно зал, небольшой и технологичный, пространство в нем может трансформироваться под нужды спектакля; единственное, что здесь осталось от прошлой жизни – классический балкон по периметру, в остальном аскетичные стены и техническое оборудование. За кулисами модные и удобные гримерки с диванами, цехи, скоро появится малая сцена и, что казалось немыслимым на Тверской, собственный театральный дворик.
Но кроме этого, по всем правилам «третьего места» устроенного пространства (третьего после дома и работы) есть ведущая творческая линия. Уже в этом сезоне: «Синяя птица» в постановке самого Юхананова, «Анна в тропиках» Александра Огарева, оперный сериал «Сверлийцы» и спектакль Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ» (репетицию уже показали, но по негласной договоренности рассказывать о спектакле нельзя, единственное, что уже известно, использование паров аммиака). В театре кроме главного режиссера и худрука есть музыкальный руководитель, композитор Дмитрий Курляндский, так что авангардные проекты синтетического или академического толка себя ждать не заставят. Собственно, так и началась официальная история театра: семиминутное светомузыкальное шоу на фасаде объединило духовный хорал и диджейские сэмплы, а знаменитая «голова» (черно-белое изображение) Станиславского в результате футуристических трансформаций оказалась вписанной в лучи «лампочки Константина Сергеевича», которая и будет отныне освещать этот квартал на Тверской.
Первый спектакль театра поставил греческий режиссер Теодорос Терзопулос по трагедии Еврипида «Вакханки», в переводе Иннокентия Анненского. В течение года, что длилась реконструкция, труппа изучала систему Терзопулоса, которая в том числе включает особую дыхательную практику. Это озвученное дыхание и становится основой ритуального театра, где молодая часть театра – древнегреческий хор, возрастная – вестницы и экстравагантные жительницы Фив (или современного мегаполиса). Непризнанный Фивами богом, мстительный Дионис разрушает основу основ, и мать становится детоубийцей. Елена Морозова в главной роли неподражаема: она действительно создает особую магнетическую атмосферу, так что жительниц Фив можно понять, они одурманены. Только вот эта всепоглощающая любовь, вопрос от режиссера: добро или зло? Сам Терзопулос в финале спектакля поет погребальную песню, отбрасывая нож и покрывая жертв Диониса алым покрывалом.