Цветы от благодарных поклонниц. Фото Сергея Бирюкова
Дмитрий Хворостовский открыл серию концертов, организованных Московской филармонией, камерным вечером памяти Ирины Архиповой – великой певице 2 января исполнилось бы 90 лет. В Большом зале консерватории Хворостовский пел романсы русских композиторов на стихи Пушкина, а также поэму Георгия Свиридова «Петербург», почтив тем самым 100-летие композитора.
Перед концертом певец трогательно рассказывал журналистам об Ирине Константиновне – о том, как с самого начала его публичных выступлений она всегда была рядом; о том, как поддержала его на конкурсе Глинки – контакт с жюри был запрещен регламентом, но Ирина Константиновна в конце выступления встала и начала аплодировать. О том, как искал взглядом ее поддержки в Кардиффе, когда вдруг вылетело из памяти слово в одном из сочинений, а Архипова и бровью не повела, сидела с каменным лицом – не выдала. О том, что только сейчас понимает всю правоту ее замечаний (а в молодости сопротивлялся), о том, как готовился к тому же Кардиффу у нее дома и с ее концертмейстером Ивари Ильей. Пианист и сейчас постоянно выступает с Хворостовским, и на прошедшем вечере тоже, как всегда, очень чутко следуя за певцом. О редкой традиции камерного пения, к которой пристрастила его – в том числе и своим примером – Ирина Константиновна. Поэтому прошедший концерт – для нее…
Хворостовский (как всегда, в модном дизайнерском фраке) традиционно поиграл на публику, одарил ее лучезарной улыбкой и «подпитался» приветственными овациями, картинно обернулся на звуки некстати зазвучавших мобильных, моментально собрался и дал знак концертмейстеру.
Певец выстроил «пушкинскую» программу по хронологии: от Глинки (начал со знаменитого «Я помню чудное мгновенье») и Даргомыжского через «Могучую кучку» и Чайковского – к Рахманинову, Метнеру и Свиридову («Подъезжая под Ижоры»). Хворостовский идеален во всем: в построении фразы и формы, в динамике, он знает меру в протяженности кульминационных нот (никогда не передержит, снимет ровно у предельной черты), четко произносит текст, в каждом романсе он видит маленький мир, он брутален и одновременно лиричен, словом, перфекционист. Но при этом похоронная поступь «Для берегов отчизны дальной» и бурное течение метнеровских пьес ему, экстраверту, удаются чуть лучше тонкой вязи «Юноши и девы» или «Царскосельской статуи». Апокалиптический «Петербург» Хворостовский поет эталонно, недаром цикл для него сочинен и ему посвящен: здесь страх, отчаяние, горечь, дыхание крушения мироздания.
Гастроли Хворостовского продолжатся троекратным исполнением оперы Рубинштейна «Демон» (30 января и 2 февраля в Концертном зале им. Чайковского, 5 февраля – в Филармонии-2), заглавная партия, как известно, одна из коронных в репертуаре баритона. Певца поддержат солисты «Геликон-оперы», а Дмитрий Бертман придумал постановочное решение вечера.
А события, посвященные 90-летию Ирины Архиповой, подхватывает «Новая опера». 27 января сольным концертом Игоря Головатенко откроется фестиваль «Вокальные перекрестки», в этом году его возглавят баритоны (благо в театре целое соцветие хороших певцов). Как говорят, именно баритон был любимым голосом Архиповой – недаром и Хворостовский вышел из-под ее крыла.