Жанр operaseria (серьезной оперы) возник в концеXYII века. Для него характерно обращение к сказочно-мифологическим сюжетам и сочетание вокальных номеров с разговорным сценическим действием. К тому жанру вполне можно причислить музыкальную сказку Сергея Баневича с ариями, речитативами, ансамблями и разговорными сценами «Стойкий оловянный солдатик» по сюжетам сказок Андерсена. Автором либретто значится Николай Денисов. Однако это пьеса, написанная по всем правилам драматического искусства великолепным русским языком и отличными стихотворными текстами. Денисову удалось передать сложность классического романтизма с его двоемирием, романтической иронией, гротеском.
В наше одним из ведущих жанров стал мюзикл, жанр пластичный, подвижный, обогативший театральное искусство. К тому же ему подвластна классика, включая Аристофана и Шекспира.
Крупнейшие композиторы не чуждались и не чуждаются этого демократического жанр а. К примеру, «Москва-Черемушки» Шостаковича, известная как оперетта, - мюзикл. «Взрослые» театры, включая в репертуар детский спектакль, как правило, обращаются к мюзиклу. Петербургский театр «Буфф», известный своими музыкальными спектаклями, в большинстве своем мюзиклами, пошел против течения. Его рождественским подарком детям стала операseria «Стойкий оловянный солдатик». Сергей Баневич – давно признанный классик петербургской композиторской школы, много и плодотворно творящий музыку для детей – от оперы до песенок к радиосказкам. «Стойкий оловянный солдатик» - пример сотворчества композитора и драматурга, знающего законы музыкальной драматургии. В спектакле есть сложные арии, дуэты, хоры, требующие вокального мастерства. Создатели спектакля театра «Буфф» с честью выдержали испытание высокой музыкой, исполненной драматизма, тончайшего лиризма и юмора.
Режиссер –постановщик Виктор Рябов, сценограф Яна Штокбант, музыкальный руководитель Александр Лихачев и балетмейстер Олег Игнатьев создали настоящий романтический спектакль. Сценография напоминает старинную открытку, мир которой прост, ясен и чудесен. На небе сверкают золотые звезды, в саду цветут розы.
Картонный дворец, в котором живет прелестная Балерина ( МарияПетрикова), полон тайны, а табакерка, из которой выскакивает Чертенок, очень изящна.
Режиссер создал ансамблевый спектакль, в котором актеры работают с полной отдачей и с удовольствием, погружаясь в воспоминания о своем детстве. Эта личностная нота получает отклик у юных зрителей особенно в трудных для их восприятия лирических сценах. Лирическую тему в спектакле от начала до конца несет добрая, уже старая Кукла с приклеенной головой, но не выброшенная маленькой хозяйкой(Алена Квасникова).Она вводит зрителей в кукольный мир, повторяющий мир людей и в то же время мир, где все добрее и лучше относятся друг к другу. Это урок, неназойливо преподнесенный сказкой. Многие типы и характеры людей представлены в этом кукольном мире, но их отрицательные качества смягчены. Тщеславный маэстро Механический Соловей в блестящем оперении (Илья Кузнецов) оказывается добрым и не таким уж самовлюбленным. Жадная Свинья-Копилка (Надежда Соболь), актриса с ярко гротесковым дарованием, которое она использует в полную силу, в финале, как и полагается в сказке, преображается и вписывается в кукольное общество. Все зрители, дети и взрослые, оказались под обаянием злого шалуна Чертенка. Пластичный Дмитрий Аверин вкладывает в своего героя столько доброго юмора, иногда даже самоиронии, что Чертенок, которого в конце концов обуздали, оказался вполне симпатичным. Дуэт(драматический и вокальный) Крысы (Марина Титова) и Крота ( Николай Скоромников) вносит дополнительный конфликт в сказочный спектакль.
С трудной вокальной партией лирического характера великолепно справляется Юлия Овсянникова (Соловей).
Конечно же, роль Оловянного солдатика (Андрей Подберезский) особенно трудна. С одной стороны, он героический персонаж, с другой, - слишком уж «правильный». Юным зрителям веселее с Чертиком. Его проказы, путь и злые, их развлекают. На протяжении спектакля у Солдатика - Подберезского сложные вокальные номера лирического плана, дуэтные хореографические сцены с Балериной. Не очень привыкшие слушать и слышать классическую музыку современные дети, если они не учатся в музыкальной школе, тем не менее «укрощены» актером, под обаяние и темперамент которого они попадают. Это заслуга режиссера и актера.
В век победного шествия по миру мюзикла operaseria оказалась конкурентно способной. Рискованный для нашего времени эксперимент «Буффа» увенчался победой. Дети слушают музыку и хороший текст с вниманием и удовольствием. Андерсен заканчивает свою сказку о Солдатике максимой, достойной Монтеня или Ларошфуке: «Позолота отрется, свиная кожа остается!»
Так будем же доверять детям .
Санкт-Петербург