Сцена из «Паяцев». Фото предоставлено пресс-службой театра
В Большом театре оперы и балета Республики Беларусь прошел Пятый международный рождественский оперный форум. Завершился он традиционным гала-концертом, а начался премьерой: главный режиссер театра Михаил Панджавидзе поставил оперу «Паяцы».
Рождественский форум был задуман как своеобразная площадка для общения, обмена опытом. Подобный фестиваль здесь прошел в постперестроечные годы – но из-за политической ситуации первый форум оказался последним – по крайней мере до тех пор, пока его не возродили в 2010-м. Тогда в Минск приехала Латвийская национальная опера с «Травиатой», Новая опера с «Севильским цирюльником», на следующий год Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко показал здесь свою «Травиату», еще через год форум вышел за географические рамки СНГ – в исполнении артистов Софийского театра оперы и балета впервые в Минске прозвучала опера Вагнера «Зигфрид». Тогда же здесь прошел знаменитый вокальный конкурс Competizione dell'Opera (каждый год его принимают разные страны).
В этом году минский Рождественский форум обзавелся своим конкурсом вокалистов, его выиграл певец из Узбекистана Рамиз Усманов (Гран-при), первая премия досталась белорусской певице Марии Шабуня, вторую и третью премии получили украинка Валентина Феденёва и грузин Лаша Сеситашвили.
Конечно, ежегодно театр показывает и собственные премьеры, начиная с инаугурационного «Набукко» (этим спектаклем в постановке Михаила Панджавидзе открылся театр после реконструкции), «Аиды», «Севильского цирюльника», «Тоски», «Турандот» и заканчивая «Паяцами». Помнится, «Набукко» пестрил всяческими технологическими приемами – режиссер отрабатывал задачу показать роскошную «начинку» сцены. Пышными с оформительской точки зрения были и другие спектакли, но вот в «Паяцах» Панджавидзе пошел по принципиально иному пути. Возможно, в ответ на расхожее мнение «при таких бюджетах любой справится». В новой постановке бюджет, кажется, стремится к нулю – даже костюмы сшиты из тканей, которые были в запасе. Декорации первого действия – вешалки с театральными костюмами, второго – подиум и воздушные кулисы. «Работает» и черный задник сцены, и световое оборудование (например, когда в первом действии все оснащение опускается и зависает почти над головами у героев, становится не по себе). Этот спектакль – в театре и о театре. Дирижер вдруг оказывается героем спектакля: артист начинает пролог из ямы и перебирается на сцену, уступая место маэстро Виктору Плоскине. Действие начинается «с конца» – только не «Паяцев», а «Аиды» – мы видим финальные поклоны и всю ту работу, которая начинается за закрытым занавесом. Разбегаются артисты, начинается демонтаж декораций, уборщики начинают мыть сцену, парочка «балетных» объясняется в любви, мечтательная помощница режиссера застывает на троне фараона с клавиром знаменитой оперы Леонкавалло.
Знаменитых гастролеров встречает толпа журналистов в сопровождении охранников звезды (судя по блестящим костюмам а-ля Элвис Пресли, эстрадных) поднимаются на сцену и дают пресс-конференцию. Стареющая прима Недда (Нина Шарубина) влюблена в молодого осветителя Сильвио (Илья Сильчуков), друг ее мужа Тонио (Сергей Москальков) – в нее. Здесь, за кулисами, в окружении старых театральных костюмов и реквизита – их жизнь. И в конечном счете ты уже не понимаешь – супруг ты или артист, мужчина или паяц, одно проникает в другое, так захватывает тебя театр: однажды – и навсегда. Знаменитый грузинский тенор Теймураз Гугушвили поет знаменитую арию «Смейся, паяц» буквально на разрыв аорты, так что зрители готовы устроить овацию, не дожидаясь финала. А дальше – все как в театре, где всегда есть момент неожиданности и импровизации. Режиссер предполагает, что Паяц-Канио, после того как расстреляет любовников, а заодно и еще полтеатра (всех, кто под руку попадет, включая зрителей), все-таки застрелится сам. Так и было в первом спектакле. Во втором, где как раз и пел Гугушвили, актер выпустил все патроны досрочно – так что пришлось ему сымпровизировать и стать жертвой сердечного приступа. Впрочем, такие моменты только работают на режиссерский замысел, создавая многослойную смысловую фактуру.
Второй премьерный спектакль прошел в камерном зале театра: вечер одноактовых спектаклей Михаила Панджавидзе. Премьерой была только вторая опера – «Служанка-госпожа» Перголези, первую – «Капельмейстер» Чимарозы показали еще месяц назад. В «Капельмейстере» амбициозный певец решает проявить себя в качестве дирижера: пока настоящий маэстро (Андрей Иванов) говорит по телефону, самозванец устраивает репетицию, где третирует музыкантов оркестра, заставляя их раз за разом отрабатывать партии. Правда, за внешней игривостью и легкостью скрывается довольно виртуозная баритоновая партия – работает псевдомаэстро (Сергей Лазаревич) без устали и все 30 минут кантаты поет. Оказалось, что путеводители по оркестру существовали и в XVIII веке: пока идет «репетиция», можно запомнить всех представителей и струнной, и духовой группы. Особенно выделяется контрабасист, единственный осмелившийся спорить с «дирижером», – после их сценки, что такое контрабас, запомнит любой. Основное место действия «Служанки-госпожи» – кровать. Это и поле битвы, и алтарь: проворная служанка (Елена Синявская) не выпустила господина (Дмитрий Капилов) из постели, пока тот не сдался и не объявил о помолвке. Веспоне (Олег Гордынец) периодически выполняет функции глашатая: речитативы идут на русском, а вот арии – на итальянском, и тогда слуга в остроумной форме провозглашает содержание арии.
Главной героиней «Пиковой дамы» (режиссер Пламен Карталов, Болгария) стала Ирина Богачева, исполнившая партию Графини: певица показала редкий класс и вокального, и актерского мастерства. Впрочем, когда сходится легендарная певица и легендарная партия, эффект всегда предсказуем.
Минск–Москва