Фото сайта Самарской филармонии
Нельзя сказать, что гастроли региональных оркестров в Москве сегодня редкость. В 2000-х дорогу на «большую» столичную сцену открыл российским коллективам Фестиваль симфонических оркестров мира (к сожалению, так бесславно канувший в Лету): за семь лет в Колонном зале Дома Союзов играли музыканты из Новосибирска (на первом фестивале успел выступить легендарный Арнольд Кац!), Омска, Екатеринбурга, Саратова, Ярославля, Казани, Ростова-на-Дону. Пожалуй, то, что концепция фестиваля предполагала не только гастроли звезд с мировым именем, но и обязательное выступление российских оркестров, было одним из самых здравых и приятных решений оргкомитета. Кажется, тогда критики, возможно, скептически настроенные (снобистски признающие только Москву и Петербург), вдруг поняли, что и за пределами столиц существует музыкальное пространство довольно высокого качества. Иные российские оркестры оказались под стать лучшим московским, конкурентоспособность других оказалась налицо.Впрочем, и директор Московской филармонии Алексей Шалашов всегда подчеркивает, что выступления региональных коллективов в Москве – стратегически важное направление в формировании репертуара. Как правило, каждый сезон по приглашению филармонии, Москву приезжают несколько симфонических оркестров. В этом году в числе гастролеров – Уральский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Филармонии Якутии SIMPHONICA ARTica, симфонический оркестр Республики Татарстан, симфонический оркестр Белгородской филармонии.
Совсем недавно в Концертном зале им. Чайковского прошел концерт симфонического оркестра Самарской филармонии. Это коллектив с традициями, с легендарным прошлым – в этом году он отмечает 75-летие. Чтобы обозначить историческую миссию оркестра, достаточно сказать, что в 1942-м его музыканты приняли участие в первом исполнении знаменитой Седьмой симфонии Шостаковича; в прошлом веке композиторы доверяли Самарскому филармоническому партитуры своих новых пьес, это и Георгий Свири-
дов, и Арам Хачатурян, и Тихон Хренников, Андрей Эшпай. Сергей Слонимский посвятил городу Самаре свою Пятую симфонию. С оркестром работали лучшие дирижеры и солисты – Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Владимир Крайнев, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Николай Петров, Святослав Рихтер, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Михаил Плетнев – всех не перечислишь.
Сейчас коллектив возглавляет дирижер Михаил Щербаков, прошедший со своими музыкантами самое нелегкое для современной России время – он начал свою работу в Самаре в 1991 году, когда музыкантское дело обесценилось. Тем не менее, за эти годы он сумел сохранить главное – профессиональное отношение музыкантов к своей работе. Самое качество оркестровой игры убеждает в том, что не все так плохо в провинции, как порой рисует воображение критика. А по отношению к своей работе самарские гости, пожалуй, могли бы стать примером для некоторых московских коллективов. И дело не только в том, что гастроли в Москве повышают градус ответственности (но ведь и добавляют волнения), а в степени концентрации, собранности, внимания к дирижерскому жесту, умению слушать и слышать друг друга. Отметим, кстати, что в Москве оркестр не выступал с 2001 года, для многих молодых музыкантов это было первое выступление в столице.
Для абонемента «Симфонические шлягеры» Михаил Щербаков подготовил программу русской музыки: симфоническая поэма Скрябина «Мечты», Первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром и симфоническую сюиту Римского-Корсако