Фото с официального сайта Премии Кандинского
В четверг вечером в здании бывшего кинотеатра «Ударник», которое станет Музеем современного искусства, наградили победителей Премии Кандинского, учрежденной в 2007 году фондом «АртХроника» - только теперь он называется BREUSFoundation - для поощрения развития contemporaryart. Тимофей Радя с острым проектом про Сочи не добрался даже до списка финалистов (хотя добрался с другим) - но политика все равно оказалась главной темой.
Новшеством для «Кандинского» в этом году стала новая номинация, для которой даже собрали отдельное жюри, - «Научная работа. История и теория современного искусства». Теперь в награду за исследование «Живописный гнозис» эту работу Михаила Ямпольского издадут по-английски.
В номинации «Молодой художник. Проект года» 10 тыс. евро (хорошо, что призы раздают в твердой валюте) чемпионом стал Альберт Солдатов с художественно-социологическим проектом «Бальтус». Позы героев солдатовского видео адресуют к картинам французского художника Бальтюса - томная дремотная размеренность с эротическим налетом - но теперь это ролики про наших современников, такой срез, архетипическое, соединенное с репликами диалогов из соцсетей. Все вместе - про «инфантильное сознание пользователя сети».
Об инфантилизме, уже политическом, говорил в видео-обращении и главный лауреат этого года Павел Пепперштейн («Проект года» оценивается в 40 тыс. евро). Просто нынешняя церемония вручения Премии Кандинского сфокусировалась на том, каким сегодня быть музею (надо понимать, и вообще, и тому, что будет строить Шалва Бреус со своим BREUS Foundation), и каждый из номинантов рассказывал, в какую институцию он бы отдал свои работы. Пепперштейн, в частности, выразил желание поместить психоделического характера живописную серию «Святая политика» в институт детского творчества, поскольку речь сейчас идет о «гимне политического инфантилизма». (Или - в петербургский Музей Арктики и Антарктики, чтобы Европа остыла.) На холстах - нежные, напоминающие акварельные, изображения - то пейзажи, то гигантские лица, то дети, то красноармеец, то российский триколор, то флаг Евросоюза, то танки -с подписями вроде «Интернет это плохо, а ядерное оружие это хорошо. Данный рисунок изображает неожиданное изменение вектора общественных суждений, каковое вполне может произойти в обозримом (или необозримом) будущем человечества». Остается добавить, что получавший награду за художника галерист Владимир Овчаренко напомнил - выставка «Святая политика» открылась в «Риджине» еще в конце января 2014-го…
Ну, а питерская группа «СПБЧ», озвучивавшая церемонию - где говорили и про музеи, и про политику, и про сквозившее между строк будущее современного искусства в теперешних политических реалиях, - под завязку пела - о жизни, конечно - а рефреном звучали слова о том, что «время идет» и о том, что ты ничего не значишь, ничего не весишь, ничего не стоишь…