Фото Елены Лебедевой. Памятник Шаляпину на Новодевичьем кладбище.
По инициативе Государственного Театрального музея имени А.А.Бахрушина и Межрегионального Шаляпинского Центра в Театральном музее состоялся вечер, посвященный тридцатилетию перезахоронения праха великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина в Москве на Новодевичьем кладбище. Это событие отмечалось в музее, где хранится множество шаляпинских реликвий, которые были переданы потомками певца, его друзьями, товарищами по искусству и поклонниками.
Уехав летом 1922 года из Петрограда за границу на гастроли и лечение вместе со второй семьей, Федор Шаляпин не вернулся в Россию. Певец жил около 15 лет в Париже, всегда интересуясь, что происходит на его родине. Очень много гастролировал по разным странам на всех континентах, показывая русское оперное искусство по всему миру. Но в Россию в те годы не приезжал. В 1938 году он умер в Париже от тяжелого заболевания, и был похоронен с большими почестями на парижском кладбище Батиньоль.
Все, кто когда-либо слышал и видел живого Шаляпина на сцене, всегда говорят о чуде, свидетелями которого они были. Он завораживал зрителей, когда выходил на сцену, чтобы покорить их своим талантом. Будучи талантливым человеком, певец учился и совершенствовал свое искусство на сцене всю жизнь, впитывая в себя знания из среды искусства, и его гениальность проявлялась в разных жанрах.
Духовник Шаляпинского Центра – отец Владимир, выступавший первым на вечере, касаясь бессмертия искусства Шаляпина, отметил, что Россия должна гордиться таким талантом, так как корни этой выдающейся личности находятся в русской почве, а после своей смерти певец начал новую жизнь - жизнь в душах русских людей.
Ведущая вечера старший научный сотрудник музея Антонина Терещенко рассказала о сыне певца - актере Федоре Федоровиче Шаляпине (1905-1992), жившем в Риме. С ним она всегда встречалась во время его приездов в Москву. Именно Федор Федорович Шаляпин и был инициатором перезахоронения праха отца среди всех его многочисленных детей.
Прозвучали записи Шаляпина и воспоминания его современников, в которых отмечалась не только сценическая пластика и голос на сцене как чудеса человеческого мастерства. Но, по рассказам о действиях Шаляпина в разных ситуациях, Шаляпин был незабываем и не поющий. В жизни он был остроумен и часто его поступки были оригинальны, интересны и запоминались окружающими.
В зале была показана документальная съемка перезахоронения певца 29 октября 1984 года, а также открытие памятника на могиле Шаляпина через 2 года - 31 октября 1986 года, автором которого был скульптор Алексей Евгеньевич Елецкий (1917-1997).
Кадры запечатлели торжественное собрание утром в Большом театре перед перезахоронением на кладбище. На церемонии присутствовали видные деятели культуры: певица Ирина Архипова, композитор Тихон Хренников, певец Иван Козловский, а также все приехавшие в Москву из-за границы дети Шаляпина, которые дали согласие на перезахоронение.
Установленный памятник – великолепное произведение искусства, достойное памяти Великого Шаляпина. Он стоит уже около 30 лет. Однако с поддержанием его в хорошем состоянии имеются проблемы, так как он был предназначен для помещения - фойе Большого театра. Находясь на улице длительное время, материал памятника подвергается воздействию климата, начинает быстро портиться и требует реставрации. Уже два раза проводилось его очищение.
Путь к перезахоронению певца, похороненного на парижском кладбище, был нелегким. Все были ознакомлены с двумя попытками осуществления этого плана. Еще при жизни Ирины Федоровны Шаляпиной (1900-1978) – дочери певца, которая жила в Москве, в 1975 году хотели перенести прах Шаляпина с парижского кладбища Батиньоль. Однако для соблюдения юридических формальностей необходимо было согласие всех живых детей певца. И, когда начался их опрос, самая младшая дочь певца Дасия Федоровна (1921-1977), живущая в Париже, отказалась давать свое согласие, мотивируя это тем, что у ее мужа - графа П.П.Шувалова, все состояние безвозвратно осталось в России.
Таким образом, первая попытка не удалась. Но в 1982 году в Лихтенштейне в Вадуце на вилле у барона Эдуарда Фальц-Фейна (родители которого были эмигрантами первой волны из России и вывезли своих детей с собой за границу) был составлен документ о разрешении всех детей в двух семьях Шаляпина на перезахоронение праха, который необходимо было подписать. Сын Шаляпина Федор Федорович часто приезжал в гости к барону в Вадуц. Барон был большим его другом и, имея связи в Париже, вызвался помочь ему. При этом он взял на себя все расходы, связанные с подписанием этого документа за границей. В то время мэром Парижа был Жак Ширак – друг барона, которого он знал еще в молодости по спортивным соревнованиям, где они оба участвовали. Известный писатель, сценарист и журналист из Москвы Юлиан Семенов, присутствующий в то время на вилле у барона, взял на себя все хлопоты в Москве. Вторая попытка получить согласие всех детей была удачной. К тому времени Дасия Федоровна уже умерла в 1977 году. Разрешение всех детей было получено. Однако шло время, а перезахоронение не организовывалось, и прах не перевозили. Потребовалось еще не мало усилий со стороны московских сторонников перезахоронения в Москве, чтобы осуществить перенос праха певца.
Подлинник документа, составленного на вилле в Вадуце, находился у Федора Федоровича Шаляпина. У барона Э. Фальц-Фейна копия этого документа была нотариально заверена. Копию с нотариально-заверенного документа, составленного на вилле у барона Э. Фальц-Фейна, Шаляпинский Центр подарил на вечере в Театральный музей.
Хлопоты в Париже окончились согласием мэрии о переносе праха и разрешением на установку мемориальной доски в Париже на доме №22 на авеню Д’Эйло, где Шаляпин жил последние 13 лет. В парижской русскоязычной газете «Русская мысль» в сентябрьском номере за 1984 год появилось сообщение об установке этой доски 20 сентября в присутствии мэра Парижа. Среди почитателей таланта певца на торжественном открытии присутствовали президент общества «Друзья Рахманинова» барон Андре Фонсколёмб, внук Льва Толстого - Сергей Толстой и 94-летняя певица Мария Давыдова, которая пела вместе с Шаляпиным в операх. В этой же газете было написано о возможном вскоре переносе праха певца в СССР. Через пару недель в «Русской мысли» появилось сообщение о вскрытии могилы и изъятии гроба Шаляпина, который затем был переправлен в Москву.
Гостям предоставили возможность прослушать запись телефонного разговора, состоявшегося в конце ноября 2014 года между президентом Шаляпинского Центра Юрием Тимофеевым, сотрудницей музея Антониной Терещенко и живущим в Вадуце бароном Эдуардом Фальц-Фейном, которому недавно исполнилось 102 года. Звонившие организаторы вечера из Москвы обратились с приветствием к барону Эдуарду Фальц-Фейну и информировали его о предстоящем памятном вечере за неделю до его проведения. Из разговора было видно, что барон регулярно перезванивается с Шаляпинским Центром и хорошо помнит общение с его представителями во время своих многократных приездов в Москву. Барон был очень доволен, что организаторы вечера не забыли, какую большую роль он сыграл в перезахоронении.
К юбилею этого события был приурочен выпуск книги представителя Шаляпинского Центра, журналиста, писателя-исследователя жизни и творчества певца Н.И. Горбунова «Федор Шаляпин на Балканах».
Вечер окончился концертом произведений из репертуара Шаляпина, среди исполнителей которых помимо профессиональных певцов был духовный наставник Шаляпинского Центра - отец Владимир.
P.S. Сейчас на бывшей могиле Шаляпина на парижском кладбище Батиньоль установлен памятник - мраморный православный крест, который стоял до перезахоронения певца. Теперь там покоится лишь прах Марии Валентиновны - второй жены певца, умершей в Риме в доме своей дочери - Марины Федоровны в 1964 году. Однако надпись на памятнике по-прежнему указывает, что в этой могиле покоятся два праха.