Атаманша – самый колоритный персонаж постановки. Фото Дамира Юсупова/Большой театр
Новый спектакль для детей появился в репертуаре Большого театра: оперу петербургского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды» поставили молодой режиссер Дмитрий Белянушкин и маститый художник Валерий Левенталь. Сегодняшние дети узнают, какие спектакли смотрели их папы и мамы, когда сами были в юном возрасте.
Странное ощущение остается после представления: ни авторы, ни исполнители не делают очевидных ошибок, а «нафталиновое послевкусие» остается. Дмитрий Белянушкин обостряет конфликт, объявляя Снежную королеву средоточием вселенского зла, кто попадает в ее царство – не имеет пути назад. Сама она в черном плаще, смертельно бледная, грозно сверкает очами, смотрит с высоты своего помоста, что несут четыре богатыря в железных кольчугах. Ее рабы – словно тени, постоянно перебирают ледышки; на смену до смерти замерзшим выносят новую жертву. Спасение Каю приносит кроме упорства Герды мелодия их любимой весенней песни и – любовь. Вот этот момент, пожалуй, смущает: музыка Баневича, по природе больше подходящая мюзиклу, чем опере, порой соскакивает с детской темы. По крайней мере ансамбль Кая и Герды (выпускники Молодежной программы Большого Борис Рудак и Кристина Мхитарян) – настоящий любовный дуэт, очень выразительный, но для детской тематики не совсем подходящий, даже если принять во внимание, что главные герои не брат и сестра.
Декорации Валерия Левенталя словно ностальгируют по былым детским изданиям с иллюстрациями, написанными словно на холсте, а не с помощью примитивной компьютерной программки: одинокое дерево на занавесе, на одну половину бело-черном и на другую – черно-белом, цветные пряничные домики городка Оденсе, пестрый балаган цирка шапито, три белоснежных коня с летящими гривами, манящих в царство Снежной королевы, наконец, железный остов трибуны, откуда Владычица Зла следит за порядком в своем мире. Герда (или ее дублерша) летит в Лапландию на сказочном олене – вот, пожалуй, единственный из заявленных спецэффектов, других заметить не удалось.
Картина, где Герда попадает в руки разбойников, пожалуй, самая забавная и даже смешная. Классическую галерею женских образов, исполненных мужчинами, пополнила грациозная Атаманша, с весомой долей самоиронии сыгранная басом Валерием Гильмановым. Ее дочка, рыжая Маленькая разбойница с татуировками на руках, черепом на футболке, фуражкой, словно из магазина эротических игрушек, покоряет уже внешним видом, и в исполнении Екатерины Арну (певица пришла на академическую сцену из недружественного мира эстрадной музыки, но материал оперы ей оказался впору) предстает очень обаятельным персонажем.
В чем нельзя отказать партитуре Баневича, по материалу не пережившей свое время (премьера оперы состоялась в 1980 году в Мариинском театре, в спектакле когда-то пела Анна Нетребко), так в умелой инструментовке: здесь есть где развернуться симфоническому оркестру, блеснуть медным духовым, поиграть красками деревянным, выступить на передний план ударным, согреть нежностью и теплом струнным. Дирижер Антон Гришанин материал чувствует и смело воплощает, солисты, кажется, с удовольствием погружаются в стихию зимней сказки, пусть и с оттенком триллера.