0
5487
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2014 00:01:00

"Нужно калькулировать идиотизм окружающих"

Тэги: ольга перетятько, сопрано, певица, театр, опера, концерт


ольга перетятько, сопрано, певица, театр, опера, концерт Фото с персональной страницы Ольги Перетятько.

Певица Ольга ПЕРЕТЯТЬКО, еще не так давно фигура для российского слушателя загадочная, стала появляться в Москве, причем с необычными программами. Год назад с Российским национальным оркестром и Михаилом Плетневым она исполнила романсы Чайковского и Рахманинова, в сентябре блеснула в филармонии со своим коронным репертуаром – спела в концертном исполнении «Танкреда» Россини. 7 декабря вместе с пианистом Александром Гиндиным Ольга дебютирует на сцене Большого зала консерватории. После репетиции певица дала интервью корреспонденту «НГ» Марине ГАЙКОВИЧ.

- Ольга, были ли вы раньше знакомы с Александром Гиндиным, или ваш дуэт сложился только сейчас?

- Нет, с Сашей я никогда не работала, только слышала его записи. Нас познакомил продюсер Игорь Беляев, ему и принадлежит идея этого концерта. Программа очень сложная: это романсы и арии из опер русских композиторов, а также фрагменты и опер Россини. Репертуар в основном для меня новый, Снегурочку, например, я пела на поступлении в аспирантуру, и с тех пор – ни разу. Мне сейчас, кстати, предлагают участие в постановке, но не могу пока раскрыть, где и с кем. Очень бы хотелось, но проблема в том, что у меня на это время контракт в Метрополитен-опера, и от него очень трудно отказаться.

- Неужели есть такой проект, ради которого можно отказаться от Метрополитен?

- Это будет возобновление «Риголетто» (к тому времени я премьеру уже спою), и в творческом плане это не так интересно, хотя в МЕТ любое выступление, безусловно, ценно. В конечном итоге все будет так, как должно быть. Я фаталист в этом плане. Не складывается что-то, срывается проект – значит сейчас так надо. Или, наоборот, что-то вдруг получилось неожиданно. Вообще все получается самым неожиданным образом. Как и предстоящий концерт.С Сашей работать одно удовольствие. Он музыкант прекрасный, очень чуткий, с ним не надо ничего по три раза повторять, он все слышит.

- Консерваторская школа! (интервью было в машине. И мы как раз проезжали мимо Московской консерватории - МГ)

- Конечно. Он мне тоже говорит: «Знаешь, для певицы ты слишком ритмичная!» А это мое дирижерское прошлое (Ольга училась на дирижерско-хоровом отделении - МГ), сольфеджио, гармония там профилирующие предметы. Это такая база колоссальная! Очень помогает в работе. Сейчас на западе никто не умеет с листа читать, студенты учат материал со слуха, кошмар! А я вот сейчас поеду в поезде и буду каденции анализировать. Работа ведь идет в голове, невидная глазу.

Сегодня Саша спрашивал: «Зачем ты записываешь»? А я все репетиции записываю, и вот сейчас в «Сапсане» буду слушать, работать над ошибками. А когда? У нас нет двадцати репетиций, поэтому надо использовать любую возможность поработать. Я вообще не люблю терять время.

- С вами дирижерам, наверное, легко работать.

- Никто не жаловался. Проблема возникает тогда, когда дирижер вдруг начинает искать что-то новое. Начинаешь разговаривать: «Маэстро, а почему такой медленный темп? Вы мне не помогли». Все очень по-доброму, но проговаривать такие вещи, я считаю, необходимо. Ведь на сцене ты один, и критиковать будут тебя – не дирижера, который взял неудобный темп, и не режиссера, который тебя раздел и поставил вниз головой. В работе с дирижерами или режиссерами есть несколько линий поведения: на репетициях ты соглашаешься, а потом делаешь по-своему. Это, как правило, работает в случаях, когда идетвозобновление спектаклей: репетиций почти нет, ты видишь оркестр практически на сцене. Приезжаешь уже с готовой партией, со своей музыкальной концепцией. Но если партия для меня новая, я прошу минимум десять дней репетиций. Меньше – только если партия выучена уже вдоль и поперек, и ты ее можешь спеть, даже если ночью разбудят. На сцене же всякое может случиться: вводится новый партнер, и вдруг слова вылетают. В оперной студии в Гамбурге был случай, когда коллега буквально впрыгивал в спектакль; суфлер ему подсказывает текст, а он шепчет: «Что текст, я мелодию забыл!»

Вторая – когда обсуждаешь, но это больше режиссеров касается. На новых постановках, когда ты шесть недель сидишь на репетициях, конечно, просишь разъяснить видение роли. Бывают случаи, когда предлагается какой-то бред, задаешь вопрос – почему? Если объяснит и убедит, - хорошо, если нет – не соглашаюсь, дискутирую. Ведь если ты не веришь в то, что делаешь, то не выглядишь убедительно на сцене. Я понимаю, что многие певцы зависят от контракта, им надо кормить семьи и так далее, поэтому они молчат и делают все, что скажут. Результат мы видим. А мне кажется, что надо разговаривать, противоречить иногда, тогда результат будет убедительным. А ведь в конечном итоге мы все работаем на результат.

- Да, на вашей интернет-страничке выведена цитата о том, что если тебя на сцене не разденут и не изнасилуют – это большое счастье. В «Руслане и Людмиле» Дмитрия Чернякова, режиссера, с которым вы прошлой осенью выпустили «Царскую невесту» как раз и то, и другое – правда, все это работает концепцию и как раз достаточно убедительно.

- А вот в нашей «Царской невесте» меня никто не раздевал и не насиловал!

- Действительно. Только на том спектакле, который транслировался вы с синяками и разбитой коленкой пели. Приходилось много падать?

- Нет, это человеческий фактор, мой коллега ошибся. Там между третьим и четвертым актом очень маленький перерыв для того, чтобы переодеться, сменить парик и так далее. И мой партнер почему-то решил выйти раньше, и я из-за этого потеряла пять секунд. УЧернякова все железно рассчитано, по секундам буквально; и вот в этот момент по плану техники выкатывают домик с лестницей, но они не знали, что тайминг был нарушен, и все сделали вовремя. А моя нога попала в щель, ободрала все до кости, до сих пор шрам остался. Конечно, первая реакция – крик. А мне сцену сумасшествия предстоит петь, нужно концентрироваться. Ногу, конечно,быстро забинтовали, заморозили… Кстати, о заморозке. Когда я пела в хоре Мариинского театра, мы участвовали в спектакле «Кармен». Заглавную роль приезжала петь Елена Образцова, так вот ее во время спектакля уронил тенор. Она запуталась в шали, упала и сломала руку. И четвертый акт пела на перевязи. Такие вот бывают случаи. Нужно калькулировать идиотизм окружающих.

А в концертах – таких, как предстоит сейчас, - чистая музыка. Из-за этого я очень люблю концертные программы, потому что ты делаешь то, что тебе надо, как тебе хочется, как ты это чувствуешь. И когда ты встречаешься с таким большим музыкантом как Александр Гиндин, то остается только предатьсярадости музицирования.

- Насколько я поняла из вашего графика, камерные концерты вы нечасто поете.

- Да, редко. Поэтому каждый раз это для меня такая радость.

- На театральной сцене вы в основном поете Моцарта и оперы бельканто. Как-то будете раздвигать репертуарные рамки?

- Нет, так и буду продолжать. Немного налево уйду с «Травиатой», я от нее долго-долго отказывалась, восемь лет: после первой Джильды, мне сразу предложили Виолетту. Но надо было дорасти до этой партии, и ментально, и головой, и голосом – всем. Партия коварная, до нее надо дозреть. Буду петь «Травиату» в Лозанне, потом в Баден-Бадене, этот спектакль будет записываться для DVD, а ставить его будет РоландоВиллазон. Мы с ним там и познакомились, когда я впрыгивала в его «Любовный напиток», он сам ставил оперу и пел Неморино. Я приехала в семь, а в восемь было начало спектакля. Он мне успел рассказать только первый акт, во время грима, а во втором я уже импровизировала, делала все то, что обычно делает Адина. Роландопотом мне говорил: «Я на тебя смотрю, и вижу стеклянны взгляд, но ты сделала все идеально!». Хотя там очень много у него придумано, очень изобретательная режиссура. Это, наверное, был самый лучший «Любовный напиток», который я видела.

- Есть у вас еще нереализованные творческие желания, мечты?

- Я живу в своей мечте. Все, что я хотела – петь на лучших сценах, путешествовать, все это сейчас и происходит, можете так интервью и озаглавить. Правда! Везде, где я хотела, я спела, у меня не осталось бастионов. Только Ковент-Гарден остался, но и там есть уже контракт.

- А Большой?

- Это да. Так я и в Мариинке не пела как солистка. В Большом спела на вечере в честь Елены Образцовой. Мне понравилось, что и хор, и оркестр аплодировали после репетиции, это очень приятно. Конечно, после выступления будут подходить и говорить, что это было гениально, но когда музыканты из оркестра подходят – это другое. В Вене было то же самое после Джильды, говорили: мы много «Риголетто» слышали, но это был особенный спектакль. А самое удивительное было, когда хор Ла Скала аплодировал после репетиции «Царской невесты».

- Шаг в сторону русской оперы не хотите сделать?

- Здесь очень мало репертуара для меня. Людмила из «Руслана и Людмилы», Снегурочка…

- Шемаханская царица, Татьяна из «Евгения Онегина»…

- Со временем. Проблема ведь еще и в том, что это оперы (кроме «Онегина») не так часто на западе идут. На «Царскую невесту» я согласилась в первую очередь потому, что это была русская музыка за рубежом, эту оперу там не знают. А ведь музыка прекрасная, сюжет – на разрыв аорты. Это и для меня был тоже риск, потому что это партия безо всяких высоких нот, без всяких колоратур, чистая лирика. Но согласилась, так как это был интересный проект, к тому же речь шла о популяризации русской музыки. Я как миссию воспринимала эту партию. В Берлине у «Царской невесты» был дикий успех, в Италии принимали по-другому. В Берлине все видели и ко всему привыкли, а в Италии до сих пор хотят пыльные задники.

- Я сейчас вспомнила, кто мне впервые о вас рассказал. Дмитрий Лисс, главный дирижер Уральского филармонического оркестра…

- Он прекрасный! Мы с ними пели Четыре последние песни Рихарда Штрауса, и после этого концерта у меня был шквал предложений исполнить этот цикл. А дело в том, что мы сделали это так, как написано у Штрауса. Когда вступает певица, оркестр делает диминуэндо и уходит на два пиано. Но большинство дирижеров этого не делают! Поэтому я и отказываюсь от большинства предложений – не с каждым дирижером ты будешь останавливаться и объяснять, не каждый будет к тебе прислушиваться. Есть еще пятая песня, ее нашли под кроватью у певицы МарииЕрицы, композитора. И если сегодня послушать ее записи, то понимаешь, что максимум, на что могла бы рассчитывать эта певица – это, скажем, Папагена из «Волшебной флейты», слишком легкий голос. Вот и партитура написана так, что ты должен парить. А если ты драмсопрано, парить ты не можешь, получается дикий ор; плюс – очень большой оркестр, и в результате слышишь то, что слышишь – кто кого переорет. Но когда этот большой оркестр слушает солиста и играет два пиано, то его звучание похоже на воздушную подушку. Я согласилась петь Штрауса с Кентом Нагано в Китае, во время гастрольного турне Монреальского оркестра: я знаю, что это очень глубокий вдумчивый музыкант, очень чувствительный, с таким все, что хочешь можно спеть. Так же было и с Михаилом Плетневым, когда мы пели романсы Чайковского – это тоже был шанс поработать с большим музыкантом. С Юрием ХатуевичемТемиркановыммы будем открывать фестиваль«Площадь искусств». Ему неинтересно аккомпанировать бельканто, поэтому мы поем БриттенаLesIlluminations, и я сижу и упорно учу французский текст, а там довольно сложная фактура. ПаавоЯрви после Четырех песен Штрауса тоже звонил и предлагал их исполнять. Снова возвращаюсь к тому, что я вначале сказала: никогда не угадаешь, откуда что придет. В итоге мы с ним пели «Кармина Бурана» Орфа. Именно дирижеры мне звонили, восхищались интерпретацией. Чем труднее задача, тем лучше результат.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1847
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3846
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2887
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2359

Другие новости