Зажигательная юмореска. Диана Вишнёва и Эрик Готье. Фото VISHNEVAFEST
Диана Вишнёва дала свое имя фестивалю современного танца, авторитетно подтвердив, что последний никак не противоречит нашему всему – классике. Признанной «классичке» чужд профессиональный и геополитический изоляционизм. Она уверена, что «помочь развитию отечественной современной хореографии» способен мировой контекст. Сама прима-балерина работает по всему миру, с разными постановщиками, в разной технике. Результатом за последние несколько лет стали такие яркие проекты, как «Красота в движении», «Диалоги» и «Грани». В афишу нынешнего фестиваля вошли три номера с ее участием: «Old man and me» Ханса Ван Манена, «Subject to change» Пола Лайтфута и Соль Леон, а также «Убитый» Марко Гёке.
За мировой контекст в этом году отвечали гости из Нидерландов (NDT II – Нидерландский театр танца – 2 и «Codarts Rotterdam»), Франции («Ballet Preljokaj»), Германии («Nanine Linning Heidelberg» и «Gauthier Dance») и США («Ate9»). Раскрывать молодые российские таланты, по замыслу организаторов, призвана «Мастерская хореографов». Участники мастерской-2013 Константин Кейхель и Владимир Варнава получили возможность стажироваться в университете «Codarts Rotterdam» и в «Atelie de Paris» у Каролин Карлсон. Созданные там работы они представили в рамках заключительного гала-2014. Участниками нынешней мастерской были руководитель центра современного танца «ByeBye Ballet» Лилия Бурдинская, ведущий солист балета Большого театра Андрей Меркурьев, солистка Балета Бориса Эйфмана Елена Кузьмина, артистка и педагог Театра-студии современной хореографии Екатерина Кислова.
Важная составляющая фестивальной программы – культуртрегерская. Наряду с мастер-классами для практиков-профессионалов и любителей, которые провели Анжелен Прельжокаж, Эрик Готье, Нанин Линнинг и Даниэль Агами, состоялись круглые столы, видеопоказы в Центре документального кино и лекции о современной хореографии.
Современный театр танца – лишь отчасти театр. Нередко он и жизненная стратегия, и даже терапевтический кабинет. Часто – лаборатория, эксперимент.
Один из таких экспериментов провела израильский хореограф Даниэль Агами. Опус «Из уст в уста» основан на технике gaga. Этот «язык тела» разработал хорошо знакомый нашему зрителю хореограф Охад Наарин, основатель и руководитель танцевальной компании из Тель-Авива «Батшева». У Агами свой подход. Gaga нацелена на раскрытие природных способностей человека к движению и на развитие физических навыков. В чем самозабвенно и практикуются восемь участников спектакля. Сопричастность уникальному опыту должна вдохновлять и зрителя. Но не каждый зритель об этом догадывается.
Недопонимания с аудиторией не возникло у тех, чей удел более или менее традиционное сценическое действо с сюжетом, настроением, самобытным поэтическим языком, как в дуэтах Анжелена Прельжокажа или в кабаретных юморесках «Gauthier Dance». Зрелое мастерство и высочайшая культура владения любой техникой, которые показала в балетах Пола Лайтфута и Соль Леон молодая поросль Нидерландского театра танца, заставили забыть о том, что возраст участников NDT II ограничен 22 годами. Такой контекст может стать залогом профессионального развития для российских хореографов и исполнителей. Это та матчасть, что нагляднее всего доказывает эффективность уважительного отношения к ремеслу, без которого любые прожекты останутся маниловщиной.