Почва уходит «Из-под ног» на столе у Ильи Федотова-Федорова. Фото автора
Нынешняя выставка – собранные кураторами Анной Румянцевой и Юлией Юсмой размышления семи молодых художников о современности, где технические ухищрения, искусственные заграждения, овощи «из пробирки» и разные другие плоды прогресса, без которого сегодняшняя жизнь кажется немыслимой. Так что построенный мирок выглядит как раз вполне привычным, и даже антиутопией его никак не назовешь. Это второй проект актуального искусства на новой площадке бок о бок с Гоголем и с местом, где он провел конец жизни. Сам писатель косвенно в показе тоже участвует – словом, конечно.
Гоголевские сентенции взяты вразбивку, но бегут подряд, друг за другом, напечатанные на отдельном листке: «Н.В. Гоголь об «Идентичном Натуральному». Например, так: «Жизнь нужно показать человеку, – жизнь, взятую под углом ее нынешних запутанностей, а не прежних», – и тут же следом: «Зачем эта скорость сообщений?» Николай Васильевич не подозревал, что когда-то появятся айфоны и кредитные карты – что дома можно будет оставить все, кроме гаджета и карты безнала. Алексей Трегубов оставил их на выставке, зациклив на самих себя – на зеркальных постаментах вращаются карта без номера (как девушка без адреса) с двумя магнитными полосками и телефон с двумя «яблочными» крышками за неимением экрана.
В эпоху, когда здоровое питание – не заветная книжка с картинками о вкусной и здоровой пище, а то, что нужно откопать среди изобилия добавок, почва уходит «Из-под ног», как в инсталляции Ильи Федотова-Федорова. Чашки Петри с землей отдельно, пробирки с черенками отдельно, а еще пластины с образцами растений и эти самые овощи-фрукты, рассмотренные пристально до неузнаваемости на снимках под микроскопом, такая природа, мир в пробирке – а если в город ехать, так он вздыбился (почти на манер татлинской Башни III Интернационала) «Буреломом» Сергея Прокофьева из красных решеток-ограждений. Вознесшийся «главою непокорной» аж до потолка, «Бурелом» стал метафорой времени настолько переменчивого, что непонятно, то ли это Свобода вела народ на баррикады, то ли это застывший хаос мегаполиса, то ли шаткие поиски равновесия отдельным человеком в своем мире, который норовит закружить до беспамятства воронка времени. Если город, он будет виден и в пригрезившемся в видеоокнах Веры Мартыновой, где высотка на Котельнической набережной тонет во взрывном облаке, а потом становится тортом в обрамлении приторных розочек, где возле внушительной копии собора Василия Блаженного парят, как воздушные шары, десятки дворников в оранжевых жилетках, а среднестатистический район «с головой» уходит под снежный покров. И этот же город поворачивается другой стороной, фотоотпечатками «Мишуры» Александра Любина не с почудившимся, а со всем фейковым, что живет в городе вроде тряпиц на фасадах. Дом в этом мире тоже есть – виртуальная красочная реальность компьютерной игры («То, что смотрит на нас» Дмитрия Кавко): персонаж выходит из-под контроля игрока и сам, как Старший брат, наблюдает за вашим отражением.
Сарказм, созерцательность, грусть, ирония, констатация нужны в этой выставочной композиции, конечно, не ради очередного «O tempora, o mores», тем более что в экспликации, танцующей от понятия «симулякр», уже помянуты Бодрийяр, Батай и Делез. Всерьез критиковать повседневность, в которой все более или менее добровольно увязли, было бы смешно. «Идентичное Натуральному» – набор заметок, в котором местами, как у Мартыновой, можно представить гоголевскую фантасмагоричность и в которых, если смотреть на все вместе, при этом хотелось бы больше внутренних перекличек, диалогов друг с другом в одном пространстве. Но, может, дело вообще в другом. Коли кураторы с самого начала предупреждают, что помещают вас в «экспериментальную лабораторию», так запускают в нее через потоки информации-образов-и-чего-там-еще в черной-черной комнате с мельтешней картинок на прозрачных пластиковых шторках, и с этими образами, продираясь сквозь них, вы буквально сталкиваетесь лбами, – а приводят в итоге в белую пустоту. Только голые стены и переведенные композитором Николаем Поповым в электронную музыку звуки, которые в 1977-м вместе с двумя аппаратами Voyageur NASA запустило в космос на случай обнаружения неизведанных цивилизаций…
Наверное, все идентичные натуральному добавки искусства делались вам инъекцией выставки ради того, чтобы, выйдя потом снова в город, вы подумали о нем что-то свое. По крайней мере вгляделись бы в него снова, даже если он замылил взгляд.