0
3909
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2014 11:43:00

Гоголь выскочил из могилы

Тэги: одесса, украина, опера, вий, гоголь


одесса, украина, опера, вий, гоголь Фото пресс-службы Одесской оперы

Одесса по-прежнему прекрасна: удивительный город у моря, один из самых блистательных мегаполисов бывшей Российской империи всё также очаровывает – роскошью архитектуры, буйной зеленью парков… Опутанная золотистыми сентябрьскими паутинками, напоенная ласковым, уже не летним, не жгучим солнышком, Одесса хороша, как, впрочем, и всегда – магия этой яркой южанки никуда не улетучилась, она притягивает, манит, не может оставить равнодушным. Внешних изменений совсем мало – разве что сине-жёлтого двуцветья стало заметно больше, чем в прежние годы, в остальном всё также – доброжелательные лица прохожих, мягкие южные интонации тотального русскоязычия, гостеприимные «питейные заведения» с гастрономическим изобилием и величественный памятник основательнице города-порта Екатерине Второй, пока ещё пребывающем на своём законном месте.

Эта благостная картина здорово контрастирует с сообщениями информационных лент, что летят с Украины в целом и из Одессы в частности – о «ленинопаде», «мусорной люстрации» и прочих знаковых событиях майданной революции. На Покров прошёл марш УПА по улицам неофициальной южной столицы республики – в отличие от Киева и западных областей подобное мероприятие здесь в новину. В солнечном воздухе Одессы разлиты напряжение и настороженность: в общении люди предпочитают не касаться острых, больных тем (прежде всего трагедии 2 мая), больше сосредотачиваются на повседневно-бытовом – ибо всегда есть шанс столкнуться с агрессией, поскольку спокойно излагать и отстаивать альтернативную точку зрения в этой атмосфере удаётся далеко не каждому. Чего избегают в реале – того в избытке в виртуале: агрессия лавиной выплёскивается в соцсети и блогосферу, впрочем, тут Одесса не совершенно не уникальна. Но естественно, что люди жаждут не только подобной самореализации: хотят исповедовать вечные ценности, ищут встречи с настоящим – за этим идут в театр. Социально-политические и экономические трудности Украины, обрушившиеся на эту республику за последний год, беспрецедентны. Тем удивительнее, что в этих условиях продолжают случаться здесь весьма интересные культурные события. Казалось бы, до культуры ли в военных условиях? Но люди находят силы и средства, для того, чтобы делиться друг с другом прекрасным, создавать произведения искусства, о которых хочется говорить, размышлять.

Главный одесский дворец, гордость, краса, бренд города – оперный театр теперь также увенчан национальным биколором, а первая премьера нового сезона – национальная опера-балет «Вий» по бессмертной повести Гоголя. Правда, своё главное произведение для театра композитор Виталий Губаренко создал ещё в «дремучие советские» годы (его мировая премьера состоялась в Одессе же ровно тридцать лет назад), а либретто Мариной Черкашиной создано на русском языке, на котором оперу исполняют и сегодня, добавив украинских субтитров. Идея возродить «Вия» на одесской сцене витала уже не первый год – до реализации дело дошло в год 205-летия великого писателя.

Это похоже на чудо, что в условиях сегодняшней Украины Одесская Опера даёт премьеру столь сложного произведения (на счету редкого пограничного жанра – оперы-балета – больше неудач, чем успехов), да к тому же ещё и сочинения современного автора, ведь не секрет, что опера 20 века пользуется куда меньшей популярностью у заядлых опероманов. Губаренко, мечтавший омузыкалить бессмертного гоголевского «Вия», по воспоминаниям его супруги и либреттиста Черкашиной, испытывал определённые трудности при создании одного из центральных и загадочных образов оперы – Панночки, его не устраивали вокальные средства выразительности и в итоге он пришёл к необходимости нарисовать Панночку хореографией. Так родилась идея введения балетного персонажа в оперу, развившаяся затем в полноценную балетную часть этого произведения.

Это полностью проект театра, который в условиях экономического кризиса, нарастающего в республике, самостоятельно нашёл возможности реализовать амбициозный замысел: настоящее геройство его директора очаровательной Надежды Бабич. Три первых спектакля проходят с аншлагом – театр забит под завязку, что вселяет в руководство радужные надежды, что успех «Вия» третьвековой давности (тогда современная опера за восемь сезонов прошла двести раз – неслыханное достижение!) будет повторён и приумножен. Инициатор постановки – главный дирижёр театра молдавский маэстро Александр Самоилэ, мастер интерпретации больших экспрессивных полотен, к числу удач которого, безусловно, относятся многочисленные обращения к итальянской и русской оперной классике. Теперь к этой коллекции он смело может добавить и «Вия».

Подобно повести Гоголя опера-балет Губаренко полифонична по своей драматургии: переплетены не только вокальное и хореографическое искусства, мистика и реальность, малороссийский колорит и настоящий триллер – в опере гораздо более замысловатый симбиоз смыслов и интонаций, хотя внешне, на первый взгляд, произведение лишено подлинной психологической глубины, больше рассчитано на зрелищность и прямое попадание «на эмоции».

Театр даёт новую редакцию, где путём усиления хореографической составляющей фактически акценты смещены и продукцию правильнее было бы назвать балетом-оперой. Российский постановщик Георгий Ковтун делает главным героем повествования самого Николая Васильевича Гоголя (Дмитрий Бартош), который образует танцевальную пару с губаренковским главным «немым» персонажем – Панночкой (Оксана Широкова). Танцевальное начало абсолютно доминирует в новой версии – что не удивительно, учитывая фигуру постановщика: режиссёр и балетмейстер Ковтун всегда стремится к сложной пластике даже в чисто оперных произведениях. Помню его максимально обалетизированную «Кармен» на Шаляпинском фестивале 2011 года в Казани: было впечатление, что танцует под зажигательные ритмы Бизе даже бутафория. Но что могло показаться избыточным в классической опере, оказалось абсолютно уместным в произведении, чья жанровая принадлежность как раз и предполагает торжество пластической выразительности. Помимо сложной, изобретательной хореографии, которой Ковтун наделил балетных артистов, непростые задачи возложены и на солистов оперы, и на хор, практически все они действуют на сцене на уровне кордебалета – по сложности воплощения пластических идей.

Повесть Гоголя – на первый взгляд сказочка, страшилка, ужастик, триллер. Нет в ней особой социальной или психологической глубины, всё основано на внешних эффектах, на бередящей душу таинственности и мистике. Однако, есть в ней и своя полифония, своя сложносочинённость, смело мешающая фантастику с малороссийским колоритом, чисто бытовое, жанровое, народное с загадочным, таинственным, сверхъестественным. Впрочем, противоречия тут никакого нет: суеверия, склонность к «чудесам», как известно – отличительные черты именно южнорусского, украинского быта. Поэтому одно другое вполне гармонично дополняет. Эти же черты присущи и произведению Губаренко – более того, благодаря обострённой выразительности, которой, конечно, обладает музыка, они поданы ярко, выпукло, зримо. Музыка композитора полна контрастов и ярких гармонических находок, ритмического и мелодического своеобразия. Украинский фольклорный замес присутствует в избытке, но не воспринимается клюквой в национально-поделочном, лубочном стиле – его ровно столько, сколько нужно, чтобы оттенить мистериальную, фантасмагористическую сторону опуса. Имея за плечами весь слуховой опыт двадцатого века, ощущаешь новаторство автора и в то же время его укоренённость в традициях отечественной композиции, а наиболее зримые ниточки тянутся к музыкально-театральным опусам великого Шостаковича.

Задача постановщика – почувствовать эту полифонию и суметь её выразить. Похоже, что Ковтуну это удалось: контрастность сцен, их яркость, динамизм, выразительность, масштабность и размах (в массовых сценах одновременно на подмостках находится более ста двадцати человек) – всё это сделано на должном высоком уровне.

Основное действие предваряет пролог, в котором из разверзнутой могилы выскакивает сам великий писатель и творит свою страшную сказку: созданные его фантазией образы начинают жить самостоятельной жизнью, спорить и сопротивляться автору, а ему приходится «корректировать» их действия личным присутствие на протяжении всего спектакля. Первое же явление гоголевской фантазии – слепые поводыри в чёрном, ведущие в никуда одетую в национальные украинские костюмы молодёжь – метафора к событиям наших дней? Второе – гигантское яйцо, буквально высиженное Гоголем-филином, из которого вылупляется своенравная Панночка-ведьма, не желающая более следовать указаниям породившего её писателя. В заключительной, по сути весьма страшной вакханалии чертей, козлищ и прочих вурдалаков в храме, огромная фигура жутковатого Вия, вдруг оборачивается тыльной стороной (там, где по сюжету урод открывает-таки наконец веки и Хома, встречаясь с ним взглядом, падает замертво), являя скульптурное изображение самого Николая Васильевича, с прискорбием взирающего на эту беснующуюся толпу – ещё один привет трагической действительности вне театральных стен? Едва ли художники хотели прямолинейного соотнесения с окружающими их событиями, но оставаться в стороне от трудного момента в жизни Украины, творить совсем уж чистое искусство, вне контекста, наверно, невозможно и не нужно…

Оркестр театра абсолютно готов к прочтению замысловатой современной партитуры: балеты Стравинского, которые здесь разучили и с честью включили в репертуар год назад, сыграли добрую службу и коллектив не испытывает ни малейших затруднений, ярко и убедительно подавая непростую для обывательского восприятия музыку. Динамизм, кинематографичность, присущие музыке Губаренко, Самоилэ выявляет, я бы даже сказал, оголяет с бескомпромиссной смелостью, создавая захватывающее внимание слуховую атмосферу. Оркестру вторит хор под водительством многоопытного Леонида Бутенко (кстати, единственного из постановочной команды участника ещё мировой премьеры «Вия»): яркие голоса и культура пения помножены на пластическую живость коллектива, играющего и поющего с максимальной отдачей.

Одесская вокальная школа достойно представлена роскошными голосами солистов – Александра Стрюка (Хома Брут), Илоны Скрипник (Бубличница), Игоря Царькова (Дорош) и др. Полифонию музыкальных образов логично дополняет визуальное многообразие (художник Злата Цирценс) – яркая ярмарочная сцена, радующая глаз сочностью красок, противостоит беснованию нечисти в храме, которое невольно соотносится с непростой действительностью вокруг.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1042
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2846
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1976
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1569

Другие новости