0
2033
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2014 11:46:00

МолОтом по генам

Тэги: судзиловский, музыка, композитор


В Светлогорске (Калининградская область) прошел Первый форум молодых композиторов. Трехдневное мероприятие было организовано Молодежным отделением (МолОт) Союза композиторов РФ и включало концерты, семинары, прослушивания, конференции и, конечно, неформальное общение юных музыкантов со всех уголков постсоветского пространства. Об итогах Форума Сергею Уварову специально для «НГ» рассказал автор идеи и куратор этого мероприятия — композитор Ярослав Судзиловский, с 2009 года возглавляющий МолОт.

— Ярослав, расскажите о том, что было на Форуме, и оцените его результаты.

— На Форуме было много композиторов и музыковедов из разных республик бывшего Советского Союза — из Туркмении, Армении, Белоруссии, России. Причем, Россия была представлена не только московскими музыкантами, но и талантами из Татарстана, Карелии, Нижнего Новгорода, Кабардино-Балкарии… Как мы и предполагали, проблематика жизни композиторов везде одинаковая, и можно сказать, что все композиторы говорят на одном языке, то есть взаимопонимание идеальное. А что касается оценки, я бы сказал так: блин не комом. Это первый семинар, который проходит в формате древнегреческих «платоновских академий»: не какой-то дядя чему-то учил, а композиторы общались как равные, нередко на природе. Получилось такое братское сообщество, в котором, конечно, некоторые «братья» имеют больше опыта, есть «братья», которые только входят в это… Но все имеют равное право высказывания, без какой-либо цензуры и субординации. У нас были абсолютно разные тематики, но в конечном счете все наши круглые столы, наши прослушивания-просмотры — это такая лаборатория по производству мыслей, я бы так это назвал. Потому что для композитора очень важно компоновать структуру мысли, отсюда дальше уже вытекает и музыкальное творчество, и философия, и жизненная позиция.

— Что должен представлять собой композитор в XXI веке?

— Он должен быть компоновщиком жизненного пространства человека. Он может отталкиваться от музыкального искусства как стартовой профессии, но дальше элемент композиции будет уже во всем — расстановка предметов на столе, строительство дома, создание вероучения, политическая программа, стратегия развития, философия, генетика… Все, что породила человеческая цивилизация к XXI веку, должно быть предметом профессионального интереса композитора. В рамках Форума мы приняли Стратегию-XXI: это наш первый манифест МолОта. В нем мы провозгласили новую концепцию композитора XXI века как универсальной фигуры, которая будет отличаться от нынешнего узкоцехового понимания композитора как мастера по комбинированию музыкальных звуков. Композиция — это фундаментальный род деятельности.

— То есть композитор — это такая над-профессия, сверх-профессия?

— В общем, да. Композиция вообще может стать ведущей профессией. Поэтому я и говорю, что для композитора самое главное — это организация хода мыслей. Если есть у тебя четкие установки, как самому куда-то двигаться, искусство твое уже идет за тобой и ведет за собой все остальные жизненные процессы.

— Насколько те молодые композиторы, которые были на форуме, готовы к этой роли и насколько они соответствуют тем задачам, которые вы ставите сегодня перед композиторами?

Иногда человека важно в чем-то лишить права выбора. Потому что вместе с этим ты лишаешь человека огромного количества глупых мыслей и сомнений. И в данном случае у композитора на сегодняшний день выбора нет — он должен двигаться по этому пути. Иначе он исчезнет как динозавр. Потому что звуки сегодня может компоновать кто угодно, и это зачастую получается даже лучше, чем делают профессиональные композиторы.

— Речь о любительстве, музыкальной графомании?

— Не только. Об электронной музыке, о звуковой инженерии, о медиакультуре… Это тоже проявления звуковой композиции, но это же не та классическая композиция, в понимании XIX или XVIII века.

— То, что вы описали, предполагает очень большое влияние композитора на жизнь человеческого общества в целом. Для этого композитор должен стать очень влиятельной фигурой. Как тем юным и пока еще не очень известным талантам, которые были на форуме, добиться этого?

— Прежде всего, начать работать над собой. Конечно, все подряд такую ношу не потянут. Я вообще не знаю, кто из них ее потянет. Это действительно тяжело. Потому что должна быть очень широкая разносторонность взглядов и интересов. Есть, конечно, исключения — например, люди, которые сидят и с утра до ночи пишут музыку. И делают это очень хорошо. Ну и замечательно, не надо здесь ничего менять, пусть пишут. Если он действительно такой фанат, значит это его путь, он будет композитором узкого направления. Но должны быть и композиторы более широкого направления, которые хотят чего-то большего, чем просто компоновать звуки. Например, они видят, что современный человек представляет собой полного дегенерата. Композитор живет среди людей, ездит в общественном транспорте, видит эти немыслимые физиономии, на которых написан их «интеллект». Композитора начинает это бесить, и он понимает, что звуками он не сможет изменить эволюцию. Но он может, например, заниматься композицией в генетике, почему нет? Ведь человек — это такая же соната или музыкальный звук.

— Но все это невозможно без базового освоения профессии. На каком уровне сегодня музыкальная образованность молодого композитора, чисто профессиональное оснащение?

— Сейчас у нас нет проблемы музыкальной безграмотности, я совершенно ответственно это заявляю. За последние пять-шесть лет общими усилиями различных людей и организаций сделана большая работа для ликвидации информационного вакуума в среде композиторов, который еще был в начале 2000-х. Сейчас в каждом российском регионе, где есть консерватории, как-то умеют (с горем пополам, конечно) работать практически во всех манерах и направления. То есть проблематика «как сделать» отходит на второй план, потому что этому вопросу было посвящено много усилий, и есть результат. Теперь самый главный вопрос — «зачем». И на этот вопрос нет ответа ни у кого: ни у мэтров, ни у «метров с кепкой».

— Появился ли он у тех композиторов, которые были на Форуме?

— Он не может вот так сразу появиться. Но я очень надеюсь, что люди, которые побывали на Форуме, хотя бы сделали первый шаг в этом направлении.

— Насколько ваши идеи оказались близки участникам форума?

— Если эти идеи оказались им действительно близки, то они не будут об этом кричать, а молча задумаются, и мы увидим это по творческому результату.

— Кто сегодня идет в композиторы?

— С горестью отвечу: черт знает кто идет в композиторы. Сброд страшный! Отсева практически никакого не происходит, и это катастрофа, потому что де-факто отсев потом уже происходит жизненным путем, когда человек заканчивает вуз и меняет профессию. Но тогда возникает вопрос: зачем потрачены государственные средства? Требования к людям, которые идут в композицию, должны быть гораздо жестче! Другое дело, что в основном остаются на плаву люди, которые шли сюда сознательно. Хотя тоже не всегда: бывает, что на плаву остается то, что не тонет.

— Есть ли что-то, что объединяет современных композиторов?

— Да. Это осознание проблем. Все осознают проблемы, которые сегодня стоят перед композиторами. И еще объединяет желание что-то изменить. Хотя оно в принципе должно быть у любого мыслящего человека.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1606
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3528
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2596
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2104

Другие новости