0
2671
Газета Культура Интернет-версия

16.10.2014 00:01:00

Смерть да смерть кругом

Тэги: театр, новая опера, премьера


театр, новая опера, премьера Графа и графиню художник облачил в красное. Фото с официального сайта театра «Новая опера»

В театре «Новая опера» сыграли премьеру моцартовской «Свадьбы Фигаро». Команда постановщиков в исследовании жанра копнула так глубоко, что от искрометной партитуры не осталось и следа. Революционного следа в вечности эта постановка тоже не оставила. 

Это первая большая постановка Алексея Вейро на московской сцене (вторая – в этом же сезоне и в этом же театре), и режиссер на радостях решил вывалить на зрителя весь накопленный опыт. Лучше бы он это сделал дозированно: сквозь тернии режиссерской мысли продраться довольно трудно, если не невозможно, а количество символов и жестов зашкаливает и подробному описанию вряд ли поддается. Здесь ходят деревья, а потом их убивают, граф с копьем охотится на фазана, а судья – на графа, Керубино курит травку, загадочные авто-самолеты повисают над сценой только для того, чтобы исчезнуть, и т.д.

Во вступительном слове Вейро пишет: «Во всей этой истории ритуальные отношения между людьми разрушаются, и перед героями встает задача вырастить в себе росток живого чувства. Мы определили жанр постановки как трагикомедия. Это смех, но смех над бездной, смех от ощущения трагичности, конечности жизни». При этом имеются в виду в большей степени отношения Фигаро и Сюзанны (до сих пор в искренности их чувств друг к другу мало кто сомневался), а смеха в спектакле нет никакого – даже над бездной. Режиссер сознательно вымарывает из своего спектакля любой намек на буффо, ссылаясь (через драматурга) на то, что и сам Моцарт не оставил в автографе этого определения. Но Моцарт оставил музыку, и ее почему-то постановщики расслышать не захотели, не дав зрителю ни единой возможности улыбнуться. Впрочем, за комедией у Моцарта таится, конечно, разговор более серьезный – о природе любви, о природе верности и предательства, о природе влечения (по Фрейду психоаналитики проанализируют партитуру без труда). 

У Вейро спектакль получился о том, что даже в самой радостной жизни (а все перипетии в доме Альмавивы, как известно, в конечном итоге счастливо разрешаются) есть место смерти. Почти как у Вагнера, если иметь в виду трудно переводимое понятие Liebestod из «Тристана и Изольды». На сцене постоянно присутствуют маска смерти и символы зарождающейся или новой жизни. Здесь месят тесто, передают из рук в руки младенца, но то и дело мелькает выбеленное лицо с черными глазницами. Фигаро, провожая Керубино на войну, оглушительно палит из пистолета и убивает всех присутствующих (а там их всегда много, спектакль перенаселен). Деревья (в их роли – статисты с ветками) подлежат расстрелу в финале, а молодожен Бартоло за секунду до занавеса падает замертво. 

Обидно, что постановщик в этом случае сковывает дирижера и артистов, в какой-то степени задавая спектаклю чересчур серьезный тон. Тем не менее Ян Латам-Кёниг находит, быть может,  не слишком изобретательный и причудливый тон, но приподнятый и легкий. 

Заранее предчувствуя неизбежность сравнения с Моцартом Теодора Курентзиса, дирижер в обращении к зрителю (через буклет) объясняет, почему не слишком доверяет аутентичной манере и предпочитает исполнять Моцарта на современных инструментах. Две оперы из трилогии Моцарта и либреттиста Да Понте в Москве уже прошли (причем именно на сцене «Новой оперы»), в том числе «Свадьба Фигаро», и критика в оценке этой действительно блестящей интерпретации была единодушна. На взгляд обозревателя «НГ», зря Латам-Кёниг поставил себя в положение оправдывающегося, его трактовка партитуры и без того  заслуживает доверия. 

Говоря о солистах, стоит отметить пару графа и графини: их пели Алексей Богданчиков и Елизавета Соина. Безумие графа, за полтора часа превратившегося из самодовольного бонвивана в одураченного фазана, попавшего в сети интриганов, и отчаяние Розины, почувствовавшей абсолютное одиночество в своем еще вчера благополучном браке, пожалуй, самые удачные образы постановки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


София выбрала Москву, но не отошла от Константинополя

София выбрала Москву, но не отошла от Константинополя

Милена Фаустова

Новый патриарх Болгарии сможет сохранить единство церкви

0
1364
Партии подтягивают силы к вакантным округам в Госдуму

Партии подтягивают силы к вакантным округам в Госдуму

Екатерина Трифонова

Экс-министрам от "Единой России" конкурентное голосование не угрожает

0
1001
Российская экономика продолжает нагреваться

Российская экономика продолжает нагреваться

Ольга Соловьева

Промышленное производство резко ускоряется в отдельных отраслях

0
1735
Защитники по-прежнему обивают пороги СИЗО

Защитники по-прежнему обивают пороги СИЗО

Екатерина Трифонова

Электронную очередь для адвокатов тюремщики организовали в виде квеста

0
1170

Другие новости