Гастрольный вопрос связан с трудностями, но и с перспективами. Фото с официального сайта Министерства культуры РФ
В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная итогам программы «Большие гастроли. Театральное дело России – 2014». Проект был инициирован Министерством культуры, а разработан новым образованием, созданным в прошлом году, – Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности.
Гастроли – это одно из самых уязвимых мест театрального бытия в последние лет 20, причем куда ни кинь взор – в столицу ли, в регионы ли – везде обозначатся серьезные проблемы. Московские директора театров скажут, что вывозить театр из столицы с репертуаром практически неподъемно, да и в 95% случаев невыгодно, а директора театров в регионах могут довольствоваться только тем, что вывезут пару-тройку кассовых названий в близлежащие с их территорией города.
Подчеркнем, что в новой программе «Большие гастроли» упор как раз и сделан на поддержку репертуарного театра как такового, с представлением нескольких спектаклей.
Когда 20 лет назад горячие реформаторские головы перевели на коммерческую основу гастроли по стране, то все рухнуло, театры перестали выезжать. Помнится, тогда на одном из региональных совещаний особенно директора провинциальных театров криком кричали, что нельзя этого делать, что такие реформы убьют гастроли, но их не послушали.
Живучи наши люди, несмотря ни на что. Фестивали взяли на себя эту нагрузку, и зачастую особенно в регионах вместо смотра лучших достижений афишу подобных теафорумов составляли рядовые спектакли театров из городов-соседей, чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие полноценных гастролей.
Правота директоров, высказанная еще в 90-е, была с лихвой доказана практикой театрального дела: без государственной поддержки эти вопросы театрам на личном уровне не решить. Создание Федерального центра стало первой ласточкой. Через год центр на пресс-конференции рассказал об итогах.
Министр культуры Владимир Мединский привел впечатляющие цифры, отметив, что на организацию гастрольной деятельности потрачено 240 млн руб., что в 8,5 раза больше по сравнению с 2013-м. Посчитали и всех зрителей, приобщенных к гастролям, – их по России 300 тыс. человек. В перспективе Министерству культуры хотелось бы, чтобы регионы приняли участие в софинансировании, и тогда гастрольная деятельность сможет быть увеличена в два раза.
Председатель СТД РФ, художественный руководитель театра Et cetera Александр Калягин вспомнил времена, когда театры все время выезжали, а сейчас трудно, а порой даже и невозможно выехать театру из области в регион. «Без гастролей театр мертв», – подытожил председатель. Когда ведущий пресс-конференции Максим Рыжаков предупредил собравшихся, что Александр Александрович торопится и, возможно, раньше покинет собрание, председатель СТД отшутился, мол, зачем вы так меня при министре подставляете, и присутствовал до самого победного конца.
О деньгах говорили многие, и Александр Калягин, что денег надо давать побольше, и художественный руководитель Александринского театра (СПб) Валерий Фокин, жестко заявивший, что денег мало и будет их еще меньше. Однако представители театров, участвующие в пресс-конференции, все без исключения говорили о том, что впечатления, полученные ими от гастролей в рамках этой программы, были уникальными. И то, как Александринка играла «Ксению Петербуржскую» в стенах Вологодского кремля под звон колоколов, и как принимали вахтанговцев с 13 спектаклями в Бурятии, в Улан-Удэ, когда, по словам директора Кирилла Крока, билеты были проданы за два месяца до их приезда, а после спектаклей из зала вместе с аплодисментами зрители кричали: «Спасибо, приезжайте еще!» Тут уж забывалось все: и технические сложности, и переезд пяти фур декораций.
Театр им. Вл. Маяковского представляла народная артистка РФ Светлана Немоляева и директор Леонид Ошарин. Известную актрису поразила красота Тувы и Абакана, а также то, что жили они не в гостиничных номерах отеля, а в юртах, правда, особых, сейчас уже есть и VIP-юрты. Леонид Ошарин справедливо заметил, что ценность этой программы в том, что театр может вывезти не кассовые спектакли, а те, которыми гордится, в том числе и те, что сложны для восприятия.
Педагогику на встрече представляли ректор Школы-студии МХАТ, директор ЦДА Игорь Золотовицкий, отметивший, что программа важна для молодых актеров, которые оказываются впервые в своей жизни на гастролях, что полезно с обеих сторон. Дипломные спектакли, по его мнению, должны входить в этот проект.
Генеральный директор Федерального центра Евгения Шерменева в своем выступлении конкретизировала задачи проекта «Большие гастроли», который развивается в двух направлениях: работа со зрителем и в профессиональных программах мастер-классов обучение тем или иным методикам. «Символично, что открыл программу Драматический театр им. Ф. Волкова из Ярославля, а завершает год Новосибирский театр оперы и балета», – заключила гендиректор.
Вместе с тем есть еще над чем работать. На вопрос «НГ», планируется ли организация гастролей региональных театров в столице, поскольку культурная изоляция заключается еще и в том, что у театров страны весьма ограниченные возможности приездов в Москву или Санкт-Петербург, они оторваны от столичных достижений, и даже когда коллективы приезжают на «Золотую маску», то оплачивают дорогу сами, Шерменева ответила, что действуют обменные гастроли, но на коллегии СТД будет обсуждаться более детально, как нужно развивать программу с регионами в дальнейшем.