Сегодня свой юбилей отмечает актер Олег Басилашвили. Праздновать свой юбилей Олег Валерианович будет в кругу друзей и коллег – именно сегодня открывается после трехлетней реконструкции здание Большого Драматического театра имени Георгия Товстоногова, именно этому театры Басилашвили посвятил большую часть своей жизни. Его приняли в труппу БДТ в далеком 1959 году, на сцене он дебютировал в роли Степана Лукина в «Варварах» Горького, но как позже признавался актер, этот дебют удачным назвать было нельзя, и после него Басилашвили еще долго пытался найти себя в театре, а затем и в кино.
Широкая известность пришла к Басилашвили после выхода фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман». Юрий Григорьевич Самохвалов на долгие годы стал для многих советских женщин олицетворением «рокового мужчины» - холодный, беспринципный красавец, разбивающий женские сердца и не останавливающийся ни перед чем ради достижения своей цели. Через несколько лет в «Вокзале для двоих» Басилашвили вновь покорил женские сердца: пианист Платон Рябинин, несмотря на свой вздорный характер, вызывал нескрываемую симпатию и даже жалость. «Вокзал для двоих» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля 1983 года и был признан лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран». Пара Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко оказалась чуть ли не самой удачной и известной в истории советского кинематографа.
Внешность Олега Басилашвили, конечно, не позволяла ему играть простых работяг или хороших парней, живущих по соседству. На экране он всегда – воплощение пусть не идеала мужчины, но безусловного красавца со сложной душевной организацией. Киногерои Басилашвили из года в год менялись, но они всегда отражали суть времени. Его переводчик Бузыкин из «Осеннего марафона» встал в один ряд с другими характерными для конца 70-х – начала 80-х героями – Зиловым в исполнении Олега Даля и Макаровым, которого в «Полетах во сне и наяву» сыграл Олег Янковский. Потерянные мужчины, живущие на стыке эпох, не способные уйти от жен, принять какие-то совершенно простые бытовые решения, а лишь спокойно следующие течению своей жизни. Уже в 2005-м Басилашвили в телесериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» сыграл Воланда – лучшего кандидата на эту роль и нельзя было найти: магнетический взгляд и холодная красота опять же сделали свое дело.
В последнее время Басилашвили все реже появляется на киноэкране, посвящая себя театру и литературной деятельности, которая занимала его еще с детства, когда он помогал в составлении книг своей маме, знаменитому филологу Ирине Сергеевне Ильинской. Басилашвили уже выпускал сборники мемуаров, а сейчас собирается заняться художественной литературой. Уверены, что и на этом поприще актера ждет успех.
«НГ»