Дирижер Мурад Аннамамедов приветствует исполнителя на кеманче Акопа Халатяна. Фото с сайта Свердловской филармонии
В Свердловской филармонии завершился Третий симфонический форум России: в этом году он проходил под девизом «Место встречи российских оркестров».
Уже статистический фактор – в этом году здесь выступили семь оркестров, восемь дирижеров, а общее количество участников перевалило за семь сотен человек – довольно красочно отображает масштаб события. При этом, говоря «здесь», – имеем в виду не только конкретно зал Свердловской филармонии. Концерты форума смотрели и слушали онлайн даже в Голливуде. Придуманная в филармонии идея виртуального концертного зала привлекла внимание Министерства культуры и постепенно стала проектом федерального значения. Напомним, что директор филармонии Александр Колотурский (один из самых креативных и прозорливых менеджеров среди руководителей российских концертных организаций), не удовлетворенный способностью зала на 750 мест принять большее количество слушателей, решил расширить аудиторию, организовав качественную трансляцию концертов в населенных пунктах области. Об этом в самых восторженных тонах писали все музыкальные критики (в том числе и обозреватель «НГ») год назад, когда в Екатеринбурге во время фестиваля «Евразия» презентовали проект.
Заполняемость реального зала во время концертов симфофорума была аншлаговой, а на некоторых превышала 100%. На гастролях оркестра Теодора Курентзиса MusicAeterna публика не сидела разве что у ног музыкантов (они играли стоя) – и в проходах, и даже в фойе пришлось выставить дополнительные ряды). Примерно то же – и на концерте Госоркестра с Владимиром Юровским. Интересно, что и тот и другой дирижеры впервые выступали в Екатеринбурге, и эти концерты, конечно, были в какой-то степени провокативными. MusicAeterna с совершенно не академическим прочтением Пятой и Седьмой симфоний Бетховена, как свидительствуют очевидцы, привел в эйфорию публику и расколол на два лагеря профессионалов – слишком вычурной и неуместной, не отвечающей содержательности великих симфоний венского классика, сочли манеру Курентзиса. Юровский же, конечно, «взял» зал интеллектом: умение нащупать программную нить (здесь – русская классика вокруг Первой мировой войны), способность умно, но не скучно ввести в тему, представить свое видение музыки, но и оставить поле для личной интерпретации слушателя, а затем исполнить, раскрыв все возможности своего, на сегодняшний момент, пожалуй, лучшего в России симфонического оркестра.
Вместе с MusicAeterna и ГАСО в Екатеринбурге играли Ростовский симфонический, Нижегородский филармонический, Ярославский губернаторский, Уральский молодежный и Уральский филармонический оркестры. Два из них приняли участие в спецпроекте форума «Время Тертеряна». Посвящение армянскому композитору не случайно: последние годы жизни Авета Тертеряна были связаны именно с Екатеринбургом, и за то недолгое время, что он провел в Екатеринбурге, город буквально «заболел» Тертеряном. Композитор-отшельник в каждом своем сочинении творил мир заново, с нуля, и этот мир вбирал в себя и боль, и потрясение, и радость творца и человечества. Сама возможность общения с ним, по воспоминаниям очевидцев, была счастьем, не говоря уже о возможности из первых рук перенимать его музыку. «Провинциальные танцы» (сегодня – российский лидер contemporary dance) ставят грандиозный спектакль на его музыку, филармонический оркестр играет все симфонии. 20 лет назад в Екатеринбурге готовили большой фестиваль музыки Тертеряна, и он состоялся, но только не как праздник, а как фестиваль-посвящение: за несколько дней до открытия композитора не стало. Мурад Аннамамедов, худрук и главный дирижер Ярославского губернаторского оркестра, был из тех счастливчиков, кто лично общался с Тертеряном, ему композитор посвятил свою последнюю, Восьмую симфонию. Для гастролей дирижер выбрал Пятую – ту, где звуковой хаос усмиряет плач кеманчи. Дмитрий Лисс и Уральский филармонический оркестр – гипнотическую Третью.
Другая традиционная часть Симфофорума – аналитическая – в этом году была посвящена вопросам финансирования оркестров. Точнее, разработке единой системы классификации, согласно которой учредитель может финансировать коллектив. Эту тему обсуждали на съезде Союза концертных организаций России (СКОР). С одной стороны, речь идет о принятой в Европе практике категорий, согласно которой государство обеспечивает ту или иную концертную организацию. Там система работает по принципу численности: оркестры топовой категории получают разрешение иметь в штате самое большое количество человек и, соответственно, самое большое финансирование. Тогда руководители региона (города и т.д.) будут представлять критерии финансирования и, соответственно, предъявлять те или иные творческие требования. Условно говоря, у оркестра из пятидесяти человек нельзя потребовать исполнить все симфонии Малера (да, в общем, и ни одну).