0
3171
Газета Культура Интернет-версия

22.09.2014 00:01:00

Зритель впадает в транс

Тэги: екатеринбург, премьера, опера, филип гласс, сатьяграха


екатеринбург, премьера, опера, филип гласс, сатьяграха В постановке сочетаются и статика медитации, и динамика драмы. Фото с сайта www.ura.ru

В Екатеринбургском театре оперы и балета сезон открыли событием, в России прецедентов не имеющим. Здесь поставили оперу Филипа Гласса «Сатьяграха» (1979), вторую часть трилогии «Портреты», посвященной людям, «перевернувшим мышление и события своего времени мощью внутреннего зрения». 

«Человеку науки» посвящена первая часть – «Эйнштейн на пляже», «человеку религии» – фараону Аменхотепу IV – последняя, «Эхнатон». «Эйнштейна», возобновление спектакля Боба Уилсона (в 1976 году после премьеры оперы на Авиньонском фестивале началась европейская слава композитора), в прошлом сезоне показали в Париже и Берлине, так что Екатеринбургский оперный попал в тренд. Впрочем, идея постановки «Сатьяграхи» зрела в недрах театра довольно давно, точнее – в кабинете генерального директора Андрея Шишкина, как выяснилось, искренне увлеченного индуистской философией.  

«Сатьяграха» – опера о Махатме Ганди, «человеке политики». Ее исключительная особенность заключается в том, кто композитор предоставляет постановщикам абсолютную свободу действий, обозначая лишь главную фигуру и задавая тематический контур каждого из девяти фрагментов оперы (в трех действиях), либретто же составлено из строк «Бхагавадгиты»; опера исполняется на санскрите. Так что режиссер обладает, по сути, законной свободой, и никто не сможет обвинить его в пресловутом следовании против автора и партитуры. Режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер, сознательно или нет, выводит на первый план атмосферу протеста и насилия. В конце первого действия аборигены под давлением получают регистрационные карточки, но стоило возмутиться одному – и бунтуют уже все, в конце второго – карточки летят в костер, а Ганди подвергается нападению разъяренной толпы белых, спасаясь чудом. В третьем – на фоне кадров знаменитого выступления Мартина Лютера Кинга, черные изгоняются из кинотеатра. Такой ракурс не всех зрителей порадовал – в разговоре с обозревателем «НГ» один молодой человек, оказавшийся сотрудником администрации города, выразил сомнение в том, что такие развороты сейчас необходимы, и как чиновника его, конечно, можно понять. 

Впрочем, все-таки в этом спектакле революционные настроения  (пусть и в теории, сопротивление – ненасильственное) поднимать не намеревался, он больше концентрируется на стороне образной, и его сценографическая работа, неотделимая тут от мастерства художника по свету Евгения Виноградова,  впечатляет, пожалуй, больше всего. Абрис гор и алеющий закат, мерцающие лампочки-звезды, таинственный Кришну, черная дыра (разрисованные ленты прозрачного пластика и свет фонаря позади) – как метафора разбойной силы, готовой поглотить Ганди, кадры кинохроники, наконец, уходящая вдаль перспектива чайных плантаций – вот приемы, которые затягивают зрителя.     

Музыка Гласса, собственно, это и предполагает – растворение, впадение в медитативное состояние. Простые мелодические и гармонические формулы, минорное трезвучие, растянутое на три часа, бесконечное повторение одного и того же с минимальными изменениями должны вгонять зрителя в транс. С первой попытки, правда, впасть в транс довольно трудно: слишком много деталей составляют целое, и не хочется что-либо упустить. Но опера будет идти регулярно (вот они, преимущества репертуарного театра!), поэтому екатеринбургский зритель может поэкспериментировать всласть. Дирижер Оливер фон Дохнаньи, знакомый не понаслышке с музыкой Гласса, проделал, надо сказать, грандиозную работу. Солисты театра – а это несколько составов без единого приглашенного артиста – музыку американского классика исполняли впервые. Минимализм при всей его кажущейся простоте, благозвучии и отсутствии колоратур и прочих певческих трудностей оказывается не таким простым в исполнительской практике. Любая неточность интонации, порой простительная в традиционном репертуаре,  или сбой ритмического рисунка здесь недопустимы, равно как и «оперный» вокал с вибрато – здесь скорее необходимо абсолютно ровное голосоведение, какое исповедуют вокалисты, исполняющие старинную музыку (вот так неожиданно сходятся две совершенно разные музыкальные культуры). Хор порой справляется блестяще: скажем, две «хохочущие» группы в начале второго действия, пожалуй, порадовали бы и самого композитора. У артистов – пока – выходит не все, но в целом премьера «Сатьяграхи» – безусловно, победа и труппы, и театра.    

Екатеринбург–Москва 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1811
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3793
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2845
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2319

Другие новости