0
2783
Газета Культура Интернет-версия

26.08.2014 00:01:00

Узор эпохи

Тэги: современное искусство, выставки, леха гарикович, гербы, государственная символика, оружие


современное искусство, выставки, леха гарикович, гербы, государственная символика, оружие Искусство многое уже понимает про агрессивное в человеке. Фото автора

В эти дни художник Леха Гарикович не только участвует в параллельной программе Manifesta 10, – в Москве, в рамках параллельной программы IV Московской биеннале молодого искусства, он показал в галерее Iragui серию «Гербы». О том, что политика стала фоновым узором жизни, и о том, как важно не стать вещью.

«А ведь этого могло бы не быть», – грустно бросает художник в вечереющую улицу. Имея в виду события, связанные с Украиной. Леха Гарикович просто любит Украину и хотел бы мира. Но выставка не конкретно про это – про ощущение времени вообще, вызревающее вместе с живописной серией «Гербы» уже много лет (хотя показана она, кажется, впервые). На стенах – красочные, как гербарий, картинки. С геральдической графичностью Гарикович живописует «Гербы», заметив, что государственная символика и используемое в стране оружие сходны меж собой, как двуглавый орел и два автомата Калашникова, как в Украине трезубец князя Владимира, который можно «сложить» и из двух пистолетов «Форт-12», как белоголового орлана США можно представить себе в виде винтовок М-16/AR-15 (эти страны тут идут триптихом), и т.д. с Великобританией, Германией, Францией, Израилем.

«Агрессивная политика стран – производителей стрелкового оружия, активное навязывание интересов со скоростью 700–1000 м/с (начальная дульная скорость пули), вечное соревнование за звание сильнейшей державы, постоянные тренировки ведения боя с преодолением длинных дистанций полируют прицел с одной лишь целью – узколобая победа на земле цвета приклада…» – пишет художник, а из памяти выкарабкиваются давнишние наутилусовские слова: «Я не видел толпы страшней, чем толпа цвета хаки… Я не видел картины дурней, чем шар цвета хаки». Гарикович о той самой дульной скорости говорит не впрямую – муляжами оружия, например, было бы слишком буквально, эта скорость здесь замедлилась, законсервировалась, скукожилась до состояния орнамента. Картинки – как декоративные панно, как отстраненный и остраненный фоновый узор жизни, в который особенно и не вдумываешься, но одновременно напоминают они если не гербарий, так энтомологическую коллекцию – очень уж похоже то и дело оружие на гигантских жуков (как на огромную бабочку цвета хаки походила прикинувшаяся ее тельцем граната в «Коллекции насекомых» Александра Соколова). Напротив картин – «доска почета», но – из разделочных досок с «портретами» противогазов, один из которых буквально белый и пушистый да с рогами-погонами и с банкой «Офицерской тушенки» из мяса молодых (не видно, да и не важно кого)…

У небольшого зала Iragui не самая удобная Г-образная конфигурация, зато драматургии «Гербов» она сыграла на руку. Проведя по торжественному коридору с гербами и персонажами-противогазами, художник заводит вас в тупик аппендикса, где лежит себе в витрине и медленно крутится на экране пуговка – ну, как «коричневая пуговка» из песенки. На ней – английские буквы, а спорота с советского мундира 1952 года, времен холодной войны. Вещи на картинах и сами по себе, собираешься уже восвояси, и вдруг – нате, упираешься в гримасу военного. Тот не играет мускулами, не бряцает оружием, он – застывший на фотографии человек-натюрморт с бутербродами с копченой колбасой вместо погон. Единственный двигающийся тут персонаж – мыкающийся в покинутом цивилизацией сортире человек, нервически закрашивающий глазницы своего противогаза (да-да, на видео рядом с разделочными досками, это, как и с гербами США, Украины и России, тоже триптих) белым.   

В условиях «войны всех против всех» можно считать тараканов в голове, можно колебаться между состоянием вещи, натюрморта, орнамента, который «проговаривается» о намерениях, проползая в мозги невинными линиями и завитушками, как когда-то у Бориса Орлова в серии «Контуры времени» военные снимки проявлялись сквозь ряску хохломы. Тут еще вспомнилось вот что: два года назад Леха Гарикович возил вместе с другими художниками «Кочевого музея» по московским бульварам манекен охранника на инвалидной коляске. Так вот на руке тот герой (пожалуй, и символ охранительных функций чиновничества вообще) ручкой выводил: «Быть человеком – грубая ошибка». «Гербы» ведь и об этом тоже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
651
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
412
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
807
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
805

Другие новости