Эри Клас дирижирует. Фото Хейти Круусмаа предоставлено пресс-службой фестиваля
В Таллине завершился Десятый музыкальный фестиваль «Биргитта». Первый юбилей он отметил одновременно с юбилеем своего создателя – дирижеру Эри Класу исполнилось 75, двумя гала-концертами в его честь завершился фестиваль.
«Биргитту» Эри Клас придумал, по его словам, когда ему надоело плавать в финский город Савонлинна, где в стенах старой крепости проходит известный оперный фестиваль. Тем более что в Таллине было и подходящее место: добротные стены средневекового монастыря. Остается только догадываться, что переживали зрители первых фестивалей – август на Балтике довольно опасен, говорят, что ветер порой поднимался нешуточный, а уж дожди… Однажды на представлении ливень окатил потенциального спонсора, который стал реальным – выделил деньги на создание разборной крыши и специальной дышащей, но стойкой к влаге материи для окон. Теперь в зале на 2000 мест комфортно, так что может выступать даже балетная труппа. К слову, в этом году эстонцы (и не только – приезжают на «Бригитту» и латыши, и финны, и русские, слышна и английская, и немецкая речь) увидели балет «Спартак» в исполнении Санкт-Петербургского театра балета имени Леонида Якобсона.
Программа фестиваля не регламентируется строго – главное, по словам Эри Класа, чтобы спектакли были интересные. Были здесь и тайские барабанщики, и ритуальный театр индейцев из Нового Света. Частый гость – московский театр «Геликон-опера», его худрука Дмитрия Бертмана в Таллине знают и любят, так что даже сотрудницы паспортного контроля, традиционно строгие и не слишком эмоциональные, расплываются в улыбке и приветствуют как дорогого гостя.
Открывала фестиваль «Месса» Бернстайна, музыкальный спектакль о потере и обретении веры. Композитор писал его по заказу Жаклин Кеннеди, к открытию Кеннеди-центра в Вашингтоне, во время вьетнамской войны, так что «Месса» воспринималась слушателями как довольно злободневный спектакль (тогдашний президент Никсон по рекомендациям советников не приехал на премьеру). Сценическая ее судьба не слишком разнообразна, но вот по стечению обстоятельств за последние 10 лет это уже третья постановка по нашу сторону океана: в 2007 году сочинение поставили в Риге, в 2012-м – в Новосибирске.
Дебютировал в Таллине швейцарский театр Biel Solothurn, объединяющий сцены в швейцарских городах Биль и Солотурн, что в кантоне Берн. Театры эти крохотные, примерно на 300 мест, с очень маленькой сценой, так что декорация к моцартовскому «Похищению из Сераля» в условиях размашистых монастырских стен выглядела совсем крошечной. Режиссер Георг Ротеринг и художник Вазул Матуш превратили турецкий гарем в современный отель, чей дизайн отличается скромным минимализмом. Светлый пол и полупрозрачные ширмы с национальным орнаментом – вот, собственно, и вся обстановка, где разыгрывается зингшпиль. Интересным оказался предложенный фестивалем принцип копродукции: в спектакле принимал участие камерный оркестр Таллинской филармонии и молодой дирижер Ристо Йоост, и дуэт оказался довольно успешным (несмотря на скромное количество репетиций), а оркестр так и просто оказался на редкость гибким и чутким.
Геликоновцы в этом году представили на «Биргитте» свою последнюю крупную премьеру – оперу Верди «Бал-маскарад». Антураж стокгольмского оперного театра (одна из декораций спектакля) идеально вписался в строгую атмосферу монастырских стен, ровно как и сумрачный «кабинет» (по сути, городские задворки) ясновидящей Урсулы, и красный свет наркоборделя, и зеркала кабинета Ричарда, бостонского губернатора. Несмотря на отпуск (сезон в театре откроется сегодня), «Геликон» собрал основательный исполнительский состав, который зрители приветствовали стоя: партию Ричарда пел тенор Илья Говзич, в прошлом выпускник Молодежной программы Большого театра, его друга, соперника и убийцу – баритон Алексей Исаев, женские партии – примы театра Елена Михайленко (Амелия) и Ксения Взяникова (Ульрика).
Дмитрий Бертман, друг и поклонник мастерства Эри Класа, подарил юбиляру клас(с)-концерт, где солисты «Геликон-оперы» и Национальной оперы «Эстония» исполнили оперные и опереточные (нельзя не вспомнить Георга Отса) хиты. А дирижер Валерий Кирьянов во время полонеза из «Евгения Онегина» элегантно уступил место за пультом самому Эри Класу. Маэстро, кстати, выступил еще в одном амплуа – как ударник. Можно сказать, ударные проложили ему путь в столицу (СССР). Один из титулованных московских маэстро увидел, как молодой эстонский дирижер за отсутствием второго ударника велел поставить установку прямо к дирижерскому пульту и таким образом провел весь спектакль. А после получил приглашение проделать тот же трюк в Московском театре оперетты, но там не задержался – попал в Большой. В постсоветский период судьба вновь связала Эри Класа с Россией, несколько лет он был главным дирижером театра «Новая опера», а за совокупность заслуг, кстати, в этом году получил почетную «Золотую маску».
Таллин–Москва