Реплика «Пьеты». Фото автора
Бельгийский художник Вим Дельвуа представил свою выставку «Мимикрия» в постоянной экспозиции ГМИИ и одновременно привез свои работы – без специальных затей, концепций и названия – в Галерею Гари Татинцяна.
Сколько часов пришлось Дельвуа провести, штудируя классическое искусство, чтобы столько лет потом над этим смеяться?.. Не в силах устоять перед изящными хитросплетениями готических арок, в машинный век он их перенес вместе с машинным ремеслом – создавая самосвалы всех калибров, прямостоящие и изогнутые на манер гармошки, но неизменно сделанные из перфорированного лазером металла, так что на просвет – это лес стрельчатых арок, табернаклей и круглых готических окон-роз. А авто – как неф собора, который путешествует по выставкам, став предметом практически массового (в смысле обилия реплик, что ваяет художник) производства. Вообще-то у пересмешника Дельвуа, даже если кажется, что нет ничего святого (распятие он заставляет выделывать сумасшедшие «кульбиты», скручивая так и эдак), серьезная база: он выпускник Королевской академии изящных искусств Гента. А в этом городе хранится Гентский алтарь, еще с XV века стараниями Яна и Губерта ван Эйков ставший одним из главных произведений Северного Возрождения. С обилием готических арок, к слову.
Дельвуа, провозглашающий, что «произведение искусства само по себе не может провоцировать людей. Это люди позволяют произведению искусства себя провоцировать», прославился «Арт-Фермой» и «Клоакой». Для первой он татуировал свиней (в 2000-м они догуляли и до московской ярмарки Арт-Манеж), «Клоака», будучи механизмом с прозрачными колбами, подражала пищеварительному процессу человека, пока ее в режиме реального времени вскармливали ресторанной едой (сейчас в Пушкинском стоит небольшой чемоданчик с колбами – тоже «Клоака», но, похоже, у нее голодовка), а отходы пускали в продажу.
Новый директор Пушкинского музея Марина Лошак обещала привести сюда современное искусство и слово сдержала. Дельвуа прибыл в статусе мировой знаменитости, участника 44-й Венецианской биеннале 1990 года и кассельской documenta 9 1992-го, наконец как современник, в чьем CV есть персоналка двухлетней давности в Лувре. Нужен он здесь, чтобы подвигнуть публику освежить в памяти постоянную музейную экспозицию, под которую, собственно, и мимикрировал (классику-то чтит). Тут разложили свернутые в кольцо распятия, залу Средневековья достались, понятное дело, «готические» самосвалы, возле графского надгробия XIII века Дельвуа водрузил гербы из гладильных досок. К античности приставили краснофигурную роспись газовых баллонов, к Делфтскому фарфору – такие же баллоны, но с другой раскраской да диски для пилы в фирменных голландских сине-белых колорах. Зал Микеланджело оснастили репликой «Пьеты», закрученной, как на американских горках, но – нет-нет: все дело в приеме figura serpentinata. Его для драматизации своих скульптурных персонажей использовал Микеланджело. Смотря на героев флорентийца, вспоминаешь его сонет «отрадно спать – отрадней камнем быть», глядя на вариацию Дельвуа, напротив, думаешь про сонеты Тимура Кибирова к дочери: «Как ты орешь! Какие корчишь рожи!» Однако ж и в залах рококо приветы классике, в том числе специально сделанные по мотивам скульптурок из ГМИИ, шлют все так же закрученные формы...
Дельвуа мастерит развеселые кунштюки. Так же как модный Джефф Кунс делает прикидывающиеся надувными игрушками металлические объекты, только те потешаются над потреблением и масскультом, а вещицы Дельвуа частенько заигрывают с классикой, мода, если это лишь мода, которая тоже сродни потреблению. Ожидать от Дельвуа добавочных для экспозиции Пушкинского смыслов никто всерьез не собирался, так что и сравнивать с чем-то, пожалуй, незачем (был удачный опыт «Воображаемого музея», когда в залы инсталлировали работы всех эпох из музеев и частных коллекций, был и неудачный, как прошлогодняя выставка Валентина Юдашкина). Можно посмеяться, пока не поймешь, что это шутка, повторенная дважды, трижды…
Другая повторенная дважды шутка состоит в том, что одновременно с большим музейным показ Дельвуа идет в коммерческой галерее. Там вещей поменьше, зато в наличии и самосвалы, и закрученные в кольца распятия, что были в Пушкинском. В музее сообщают, что это ненамеренное совпадение, выставки готовились автономно, и, вероятно, так было удобнее художнику. «Параллельно с галерейным проектом работы Вима Дельвуа будут представлены на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина», – извещает галерейный сайт. Не беда, что «Мимикрия» свернется в Пушкинском в начале сентября, а в галерее – сайт путается в показаниях – продлится то ли до конца первого осеннего месяца, то ли до 10 ноября. Музейный показ повышает цены.