Жрец и марионетка. Фото Альфредо Табоккини предоставлено пресс-службой фестиваля
Оперный сезон в городе Мачерата традиционно начинается в конце июля и длится всю первую декаду августа. Время это для оупен-эйров благоприятное – к вечеру спадает зной, и можно без угрозы солнечных ударов собрать публику, съехавшуюся с роскошных окрестных курортов, которыми так славится регион Марке, под открытым небом.
Оперный фестиваль на арене Сферистерио по популярности на мировой арене, конечно, уступает знаменитой Арене-ди-Верона или тому же россиниевскому Пезаро (он, к слову, тоже находится в Марке). Но местные чиновники готовы это положение поправить. В частности, регион активно работает с российским рынком и в отличие от соседней Эмилии-Романьи (Римини) пытается взять туриста «не количеством, а качеством», гарантируя самые разные преференции: и комфортное размещение, и изысканную кухню, местные вина (довольно любопытные), и культурную программу высокого уровня. Оперный фестиваль в Мачерате – одна из главных составляющих последнего пункта (туристов сюда везут в том числе и из Римини). В этом году всем россиянам, купившим билеты на представление, итальянское консульство бесплатно выдавало мультивизы.
Арена Сферистерио, где проходят представления, – полукруглая арена, замкнутая по срезу высокой кирпичной стеной с одной стороны и двумя ярусами лож – с другой. В XIX веке 100 богатейших семей Мачераты заказали эту постройку архитектору Иренео Алеандри, и предназначалась она для спортивных мероприятий. А именно – для специфической игры в мяч pallone a bracciale. При помощи тяжелого деревянного браслета, надетого на руку, игроки команды ударяли о стенку кожаный мяч. По правилам игры каждый удар должен быть услышан – отсюда и акустические особенности постройки, ни голос, ни оркестр никакой подзвучки не требуют.
Первый оперный сезон в Мачетаре прошел в 1921 году, затем повторялся нерегулярно, конечно, был прерван 40-х годах прошлого века, а в его конце возродился и стал регулярным. Особенно здес гордятся участием в представлениях Рудольфа Нуриева (балетная программа здесь тоже имеется) и Пласидо Доминго. Недолгое время руководила фестивалем в Мачерате знаменитая певица Катя Ричарелли, затем – режиссер Пьер-Луиджи Пицци (его «Сомнамбула» идет в Большом театре), он, кстати, и определил «лицо» форума, попытавшись разрозненную череду оперных спектаклей объединить общей темой. Например: «Игры властителей» («Норма», «Макбет», «Мария Стюарт»), «Соблазн» («Дон Жуан», «Травиата», «Мадам Баттерфляй»), «Для большей славы Божией» («Фауст», «Аттила», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Cила судьбы»). Новый худрук, молодой режиссер Франческо Микеле, этому принципу следует. Тема нынешнего юбилейного 50-го сезона «Опера – это женщина» объединила не только знаменитых оперных героинь и их блестящих исполнительниц. «Травиата» (партию Виолетты Валери поет Джессика Нуччо), «Аида» (Фьоренца Чедолинс) и «Тоска» (Сюзанна Бранчини) идут «под палочку» женщин-дирижеров, чьих героических имен нельзя не назвать: итальянка Сперанца Скапуччи, американка Джулия Джонс и кореянка Юн Сун Ким.
Наблюдать за взаимоотношениями итальянцев и оперы всегда очень забавно. Нежданно-негаданно ровно в 10 вечера, когда уже прозвенело три звонка и осталось только дождаться выхода дирижера, начался ливень. Такой, что через полчаса стало ясно – представления не будет. Казалось бы, прямая дорога – по домам. Но нет – ждут! Час, другой… Наконец природа сжалилась и гроза стихла, за кулисами приняли решение спектакль сыграть. Но – с купюрами (час поздний, уже 11 вечера), о чем и попытался объявить со сцены Франческо Микеле, и тут же был освистан и «забукан» публикой: целиком давай!
Представление шло до двух ночи. Добавлять, что все арии Альфреда пожилой мужчина за моей спиной пропел от начала до конца со всеми словами – нет нужды. Думаю, он не был единственным. Так и хотелось составить ему дуэт, подпев Виолетте Валери – но не отважилась. Но возможность, кстати, еще представилась, когда группа российских журналистов пропела кусок из «Травиаты» министру культуры региона Марке (кажется, тот остался под огромным впечатлением). Сам спектакль (возобновление постановки 1992 года, режиссер Хеннинг Брокгауз) был, кстати, эффектным. У оупен-эйров, как известно, особые требования к оформлению – на нем, по сути, держится весь спектакль, ибо на огромных аренах тонкая работа артиста, как правило, не бывает заметна.
Художник Йозеф Свобода придумал оформление, которое дало этому спектаклю второе имя – «Травиата с зеркалами». Огромная зеркальная поверхность, наклоненная под угол к сцене, отражала картины с холстов на полу. Так, в первом действии дом Виолетты украшают знаменитые образцы эротической живописи, во втором милое изображение усадьбы сменяется ромашковым полем, а дальше – уступает место детским воспоминаниям Альфреда (картинам с изображением членов семьи). Наконец в финале зеркала становятся под прямым углом, и зритель становится живым свидетелем смерти Виолетты, «перемещаясь» из зрительного зала в ее спальню.
«Аида» – премьерный спектакль в постановке Франческо Микеле (сценография его же) – более всего отразил просветительскую деятельность худрука фестиваля. Накануне он с упоением рассказывал о своих попытках привить подрастающему поколению любовь к опере, о том, как ездит по школам и вузам со специальными лекциями. Так вот, свой спектакль он решает как компьютерную игру. Верховный жрец в белом костюме и с ноутбуком – создатель, который, очевидно, тестирует новую «бродилку». Программа, как можно предположить, зная либретто, дала сбой – герои вышли из-под контроля и погибли, не сумев выпутаться из любовного треугольника. Сцена тоже сделана в виде огромного ноутбука. На его экране появляются перерисованные от руки египетские рисунки, символы, атрибутика, представление главных героев сопровождается появлением их имен на экране. В финале крышка ноутбука «погребет» умирающих Аиду и Радамеса, а Амнерис, сумевшая выбраться из этого лабиринта, придавит могильную плиту, обезумев от горя. В начале спектакля Микеле отдает дань истории фестиваля: первым спектаклем, поставленным на арене Сферистерио в 1921 году, была как раз «Аида», и во время звучания увертюры демонстрируются фотографии той постановки.
Тема следующего года, по словам Микеле, коррелируется с девизом выставки ЭКСПО, которая пройдет в Милане, – «Накормить мир». В Мачерате же будут кормить – или, точнее, насыщать, душу.
Мачерата–Москва