Джонатан Миллс очень давно и внимательно исследует публику. Фото Reuters
Один из крупнейших в мире, Эдинбургский фестиваль открывается в этом году 8 августа и продлится по традиции до конца месяца. Накануне Британский совет привез директора Эдинбургского фестиваля Джонатана МИЛЛСА в Москву, где он выступил в Гараже, посмотрел генеральные прогоны спектакля Владимира Панкова «Война», премьеру которого сыграют уже в Эдинбурге, и дал интервью корреспонденту «НГ» Григорию ЗАСЛАВСКОМУ. Джонатан Миллс композитор, в Эдинбург был приглашен из Мельбурна, где был директором фестиваля. В этом году его последний Эдинбургский фестиваль: «Хочется поставить точку, пока еще эта работа доставляет наслаждение», – как говорит он сам.
– Разговор об Эдинбургском фестивале я бы, с вашего позволения, начал с вопроса об Авиньоне. Там, во Франции, не утихают дискуссии о том, должен ли фестиваль этот показывать в первую очередь французский театр и лишь во вторую очередь – театр всего остального мира. Или же наоборот. А как с этим в Эдинбурге?
– Я бы начал с того, что Авиньонский фестиваль – сугубо театральный, а в Эдинбурге равное место занимают и драматический театр, и танец, и симфонические концерты, и оперные спектакли. Кроме того, в рамках фестиваля постоянно проводятся дискуссии, разные круглые столы… Но если говорить о национальности фестиваля, то мы – фестиваль не шотландский и не английский. У меня нет цели продвигать исключительно британскую культуру, равно как и никакую другую. Наш фестиваль и по названию, и по сути международный. Мы ищем между… И поэтому вне наций. Мне кажется, интереснее всего представить разные взгляды. И фестиваль – это встреча таких разных взглядов. Взгляд южноафриканский, новозеландский, немецкий, русский, шотландский… С разных углов зрения открываются разные перспективы. На фестивале не может быть представлена только одна точка зрения. Я – за демократию идей.
– Наверняка вы изучаете свою публику. В мире тысячи фестивалей, и все-таки чаще всего организаторы проводят отдельно фестивали драматических спектаклей, отдельно оперные, отдельно фестивали танца. А ваша публика – она разная для каждого из предлагаемых искусств или нет?
– Мы очень внимательно и давно исследуем нашу публику. В среднем люди приезжают в Эдинбург на девять дней, и за это время они обычно ходят и на драматический спектакль, и на концерты, и на оперу, и на концерт. То есть публика принимает наши условия игры.
– Когда заглядываешь в вашу афишу, становится страшно. Не слишком ли велик фестиваль?
– Фестиваль не может быть больше того, что в силах переварить публика. А наш фестиваль публика все-таки способна «съесть». И все говорит именно в пользу нашей разнородности – сочетания театра, танца, оперы, концертов…
– А чего больше хочет публика, на что она чаще клюет: на шлягеры или на новые имена?
– Наши программы традиционно объединяют мировых звезд и новые имена. Мне интересно, чтобы эксперимент проявлял себя по-разному. Например, Валерий Гергиев – он всемирно знаменитый дирижер, но в Эдинбурге он дирижирует программой из неизвестных сочинений Сергея Прокофьева. Мне важно находить исполнителей, которые могут представить какие-то новые идеи. В одном случае это будет музыка нового композитора, а в другом – как у Гергиева – воскрешение неизвестного Прокофьева, а кто-то третий – известные сочинения или пьесу исполняет по-новому. Представить новые идеи мне кажется важнее, чем свезти в Эдинбург раскрученных звезд, так что известность исполнителя для меня не имеет значения.
– Очень часто, когда узнаешь, какой наш спектакль отправился на тот или другой фестиваль, недоумеваешь: зачем, например, в Европе смотреть очередной вариант среднестатистического немецкого театра, к тому же вчерашней или даже позавчерашней свежести?
– Я понимаю, что вы имеете в виду. Из России в Эдинбурге в этом году будет режиссер Владимир Панков, премьера его спектакля «Война» состоится 9 августа, он посвящен, как многие события этого года, 100-летию Первой мировой войны. Это копродукция Международного театрального фестиваля имени Чехова и Эдинбургского фестиваля, премьера его – часть программы перекрестного Года культуры Великобритании и России. Мне близок Панков, поскольку он в первую очередь композитор и к театру, к спектаклю подходит не как режиссер, а прежде всего как композитор.
– А за что вас ругают?
– Одни меня ругают за то, что слишком много экспериментальных проектов. Другие за то, что афиша слишком традиционная. Сейчас появились упреки в том, что мы недостаточно внимания уделяем проблеме независимости Шотландии.