Реми Вортмейер танцует. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
Родившийся в 1912 году один из крупнейших и уважаемых в Европе оперных форумов – фестиваль в Савонлинне – свое 100-летие отметил танцами. Два года назад он впервые представил проект St.Petersburg – Savonlinna Ballet Days, организованный петербургским Международным фестивалем балета Dance Open при поддержке европейской программы «Юго-Восточная Финляндия – Россия». «Балетные дни-2014» уже традиционно включали бесплатные мастер-классы для учащихся танцевальных школ Финляндии, России и звездный гала-концерт в средневековой крепости Олавинлинна.
Вступая во второе 100-летие, фестиваль и его новый художественный руководитель Йорма Силвасти решили представить лучшее – шедевры финской, итальянской, немецкой и французской оперы за последние 200 лет. Европейские и американские оперные звезды, именитые дирижеры блистали в поставленных финскими режиссерами «Кармен», «Мадам Баттерфляй», «Волшебной флейте». А «Набукко» и «Манон Леско» в Савонлинну привезла Уэльская национальная опера (ее спектакли еще можно посетить в конце июля – начале августа). Гвоздем летнего сезона стала новая постановка оперы Аулиса Саллинена «Куллерво», премьера которой состоялась в Лос-Анджелесе в 1992 году, а в Хельсинки в 1993-м в честь открытия нового Оперного театра.
Какие бы особенности темперамента ни приписывали финнам, достаточно вспомнить историю героя национальной мифологии Куллерво, чтобы убедиться – некоторые любят месть погорячее. В основу оперы лег не только сюжет эпоса «Калевала», но и пьеса первого профессионального финского писателя Алексиса Киви. В 1860 году он создал пятиактную трагедию о богатыре Куллерво, перейдя от эпического повествования к драме одиночества. Одержимый мстительным чувством, герой без жалости уничтожает врагов своего рода, очень поздно осознав, что губит тем самым и близких, и собственную душу. Опустошенный, он кончает с собой.
Режиссер спектакля Кари Хейсканен и сценограф Антти Маттила выбрали характерный для средневековой мистерии принцип симультанности, когда все места действия (в данном случае четыре открытых домика-беседки) показаны на сценической площадке одновременно. Так что в спектакле, можно сказать, вчетверо больше крови, смертей и страдания. Но впечатление производит не хоррор, а завораживающее звучание оркестра под управлением главного дирижера Симфонического оркестра Финского радио Ханну Линту, качество вокального исполнения и то, какой тонкости чувств добиваются финские артисты: баритоны Томми Хакала (Куллерво) и Вилле Русанен (Киммо), сопрано Туйя Книхтиля (мать) и другие. А цементирующий действие и в то же время приподнимающий его над примитивной кровянкой хор и вовсе привел зал в неистовство.
Мало того, что балетному гала-концерту нужно было держать эмоциональную планку, так зрителю еще и предоставили выбор. Неподалеку от Савонлинны в местечке Керимяки в самой большой в мире деревянной церкви с уникальной акустикой в этот вечер давали Реквием Моцарта. Надо еще учесть, что только сидячих мест в церкви 3 тыс., а на фестиваль все-таки съезжаются не балетоманы, а меломаны. Но волноваться, как оказалось, было не о чем. Публика зал заполнила. И лишний раз опровергла стереотипные представления о финском темпераменте, приветствуя восторженным топотом Ирину Перрен и Марата Шемиунова (Михайловский театр) в «античных» адажио из балетов «Спартак» и «Антоний и Клеопатра», Викторию Терешкину и Владимира Шклярова (Мариинский театр) в «черном» па-де-де из «Лебединого озера», солистку Балета Бордо Оксану Кучерук в современном номере «Портрет в красном», Реми Вортмейера (Национальный балет Нидерландов) с соло собственного сочинения Joel и всех-всех-всех. Подобно оперной программе балетная включала классику и современность – от Мариуса Петипа до Алексея Ратманского, от Льва Иванова до Бориса Эйфмана, от Жоржа Баланчина до Георгия Ковтуна. Ярче всех (хоть и не без огрехов, чего никто, впрочем, не избежал) в разных ипостасях выступили Анастасия и Денис Матвиенко (Мариинский театр), в первом отделении представ в дуэте из Radio and Juliet Эдварда Клюга и увенчав второе традиционным па-де-де из «Дон Кихота» Александра Горского.
Савонлинна–Санкт-Петербург–Москва