Рояль под целлофаном, зрители под зонтиками. Фото Эдуарда Левина предоставлено пресс-службой РНО
В Музее-усадьбе Сергея Рахманинова, что в деревне Ивановка Тамбовской области, открылся Первый фестиваль музыки композитора. Идея летнего опен-эйра принадлежала дирижеру Михаилу Плетневу, а Российский национальный оркестр под его управлением стал резидентом фестиваля.
В эту дворянскую усадьбу Рахманинов приезжал к родственникам, практически каждое лето с 1890 по 1917 год он проводил здесь. В годы Гражданской войны усадьба с хозяйским домом, флигелем и еще 22 постройками была разграблена и полностью уничтожена. Восстановление уникального места на пустыре началось 43 года назад с приходом в Ивановку директора музея Александра Ермакова, многолетними усилиями которого сегодня здесь уже ничто не напоминает о разрухе. Шесть из 24 строений скрупулезно воссоздано по сохранившимся планам и чертежам, а в беседках, как и во времена Рахманинова, можно наслаждаться пением птиц (их специально завозили из разных заповедников) и ароматом сирени, роз и лилий. «Мы только начинаем подходить к пониманию мира и образа русской провинциальной усадьбы, – говорит Ермаков. – На Тамбовщине их было свыше 3 тыс., но Ивановка – это еще и музыкальная усадьба, с которой связано 28 лет жизни Сергея Васильевича. Поэтому здесь обязательно должна звучать музыка».
Музыка, впрочем, все эти годы здесь так или иначе звучала благодаря известным исполнителям, регулярно приезжавшим в рахманиновское имение. Михаил Плетнев впервые оказался здесь в 1987 году и тогда, по воспоминаниям Ермакова, «лично высаживал цветы». С тех пор пианист бывал в Ивановке неоднократно, принимал участие в Международном фестивале Рахманинова в Тамбове (в настоящее время смотр возглавляет Николай Луганский), а три года назад именно он предложил музею собственный проект – ежегодный музыкальный фестиваль с участием Российского национального оркестра и известных солистов. И хотя проведение первого форума сулило немало сложностей (селить артистов и гостей негде: строительство гостиницы в Ивановке намечено на 2015 год, добираться до музея нужно самостоятельно, а собственный концертный зал на тысячу мест – пока всего лишь мечта неутомимого директора), маэстро Плетнев с энтузиазмом приступил к осуществлению своего грандиозного замысла. Сцена была доставлена из Липецка, ее установили напротив флигеля, где жил Рахманинов, специально подкорректировав природную акустику дополнительным забором. Для концертов Плетнев предоставил свой собственный рояль Kawai, который перед открытием рабочие сцены несколько раз заботливо укрывали целлофаном, чтобы защитить от дождя. Сирень к началу фестиваля уже отцвела, однако о любимых Рахманиновым цветах публике напоминал дизайн сцены и баннеров, выполненный в прозрачных сиреневых тонах, удивительно гармонировавших с естественной зеленью усадьбы и несмолкаемым пением птиц. Фестивальному старту повезло и с погодой: начавшийся дождь быстро прекратился, и публике, расположившейся на скамейках под открытым небом, не пришлось думать ни о чем, кроме музыки.
Центральным произведением первого отделения стал Второй фортепианный концерт с темпераментным Вазгеном Вартаняном за роялем, предложившим весьма вольную интерпретацию знаменитого шедевра – напористую и свободную в отношении темпов, то замедлявших течение музыки почти до полной остановки, то вдруг набиравших космическую скорость. Михаил Плетнев за дирижерским пультом, казалось, полностью отдал инициативу солисту, однако же именно благодаря ему и чуткому оркестру произведение не развалилось на отдельные куски, а прозвучало слаженно и цельно. Настоящей кульминацией вечера стало концертное исполнение оперы «Алеко» с участием московских солистов Дмитрия Орлова, Анастасии Кикоть, Игоря Морозова, Олега Диденко и хора Академии хорового искусства имени Виктора Попова. С выходом на сцену вокалистов стала очевидна главная победа Плетнева, доказавшего, что концерт в формате опен-эйр с большим составом исполнителей возможен без дополнительной подзвучки. Сыграл ли роль тот самый «акустический» забор или же просто удачно был подобран состав, но опера о страстях в цыганском таборе на открытом воздухе в «живом» исполнении звучала великолепно с точки зрения звукового баланса, каждое слово вокалистов было прекрасно слышно, и саму трактовку оперы, предложенную дирижером, восторженные слушатели назвали идеальной.
На открытие фестиваля в Ивановку приехало около 2 тыс. человек из самых разных городов. Посетителей ожидают здесь и на двух камерных концертах, однако настоящего наплыва меломанов ждут на закрытии форума 21 июня, когда на сцену выйдут Михаил Плетнев в качестве дирижера и Николай Луганский, который будет солировать в Третьем фортепианном концерте – том самом, что был написан здесь, в Ивановке.
Ивановка–Москва