Город Выкса Нижегородской области известен своим металлургическим заводом, основанным еще в конце 19 века братьями Баташевыми. Один из крупнейших в России, этот завод кормит по сути весь город.
Выкса – город небольшой, примерно 60 тысяч человек и, с точки зрения привлекательности для туристов не слишком примечательный. То ли дело соседний Муром – вот куда съезжаются автобусами, чтобы убедиться, что легендарный Илья Муромец и правда родился в городе изрядной красоты..
Поскольку у Выксы своего былинного богатыря нет, тут решили пойти по другому пути, родив достопримечательность прямо на глазах у жителей. Тот самый громадный завод, Объединенная металлургическая компания (ОМК), надумала превратить Выксу в центр современного искусства. При этом было решено, что искусство здесь в полном и прямом смысле слова должно принадлежать народу.
Так четыре года назад появился фестиваль новой городской культуры ART OVRAG. Одним из первых, кто приложил к нему руку – в буквальном смысле слова – стал известный художник Паша 183, которого по нашей любимой традиции прозвали «русским Бэнкси». Правда, американские друзья Паши теперь называют Бэнкси «русским Пашей». В первый же свой приезд Паша (настоящее имя «русского Бэнкси» - Павел Пухов) оставил городу множество своих выдумок. Паша ушел из жизни в прошлом году, не дожив трех месяцев до тридцатилетия, никто так и не узнал, что случилось с ним на самом деле, но то, что это теперь любимый художник выксунцев, - сомнений нет. Унылые городские пятиэтажки повеселели, запестрели боками – на торцах теперь огромные, во всю стену, граффити на самые разные темы – начиная с портрета Маяковского кончая «Сказкой о потерянном времени». А на берегу озера, где годами угрюмо торчали из земли некие бетоноконструкции, теперь – инсталляция из них, называется «Взгляд». Надо найти специальную точку, с которой вдруг нагромождение безликих бетонных штырей окажется человеческим лицом – Паша 183 каждую бетонную дуру разрисовал так, чтобы вместе они стали человеком.
В городском парке – огромном, слегка запущенном, а когда-то, при братьях Баташевых – роскошном французском чуде ландшафтного дизайна, три дня буйствует ART OVRAG. По всему парку – шатры, в шатрах – настолько необычное для города действо, что поначалу жители не решаются туда заходить. Зайдя – не хотят уходить даже когда им объясняют, что все закрывается. В одном шатре музей «Гараж» учит рисовать, в другом резвится шоу «Арт-еда» - мастера учат правильному мороженому, в третьем жонглируют, в четвертом поют. В сотне метров от парка руководитель московского Театра.doc Елена Гремина сочиняет с подростками монологи котов и кошек – пусть расскажут про своих хозяев.
Самое главное, по мысли организаторов, - чтобы жители почувствовали: это их праздник. И чтобы знали: это не просто праздник, который всегда с тобой, - это праздник, постепенно становящийся буднями. Останется граффити на стенах, никуда не денутся бывшие безликие бетонные сваи, все это вот прямо тут, по дороге из дома в школу или на работу, это теперь привычное, это – часть городского пейзажа. А очень скоро опять приедет Лена Гремина и проверит, не разучились ли ребята сочинять, а заодно придумает что-то новенькое. Город вбирает в себя искусство вне всякой табели о рангах. Здесь нет высоко и низкого. Выставка Паши 183, кстати, открылась в главном городском музее – бывшей усадьбе Баташевых, строгой, нарядной, почти пафосной. На стенах рядом с портретами дам с буклями и генералов с эполетами, героев войны 1812 года – городские фотографии, сумасшедшие видео уличного художника с цветистой фантазией.
В последний день по улицам города прошли гигантские насекомые – громадные, под музыку, разноцветные, дышащие паром. Это приехал знаменитый испанский уличный театр Sarruga. Выксунцы привели детей, столпились сами, но сказать, что вывалил весь город – нет, не скажешь. Не привыкли, побаиваются люди. «Нам бы известных артистов или спортсменов, рассказали бы что-нибудь, кино какое показали», - сказал молодой парень со скейтом под мышкой. «Да, нам бы попроще что-нибудь, что ли», - стесняясь, поддержала его подружка.
Наверное, прислушаться надо. К современному искусству, к его потреблению, к культуре его понимания и различения надо готовиться – это не «Утро в сосновом бору» и не «Легенда №17». Может, надо бы чуть более постепенно, а заодно и про известных артистов, кстати, тоже не забывать. Впрочем, впереди еще целый год – времени для новый фантазий достаточно.