Концерты пройдут в Овальном зале усадебного дворца. Фото PhotoXPress.ru
Международный фестиваль старинной музыки «Шедевры барокко» откроется 4 июня в подмосковном Архангельском. По качеству афиши мероприятие претендует на статус главного фестиваля лета.
Не то чтобы летние фестивали в подмосковных усадьбах были такой уж редкостью. Напротив, концерты – одиночные или объединенные в циклы – были до реконструкции в Останкине и в Кузьминках. В Кускове пятый год идет органный фестиваль, там уже есть своя публика, свои любимые артисты и прочее. Но то – частная инициатива органистки Елены Приваловой, поддержанная руководителями музея, правда, довольно успешно реализованная: начавшись с сольных или ансамблевых концертов, к четвертому-пятому году фестиваль уже смог позволить себе пригласить и оркестр, и хор. Ситуация в Архангельском иная – инициатива поступила сверху, а именно – от подмосковного губернатора, который задумал сделать свой регион лидером привольной (а значит, и культурной) жизни. Так музыкальный фестиваль стал частью программы «Наше Подмосковье».
Название для фестиваля выбрали незамысловатое – «Шедевры барокко», зато точно отражающее суть дела, дополнительных разъяснений не требуется. В Овальном зале дворца выступят известные музыканты, специализирующиеся на так называемом аутентичном исполнении. Стиль этот появился в Европе после Второй мировой войны, название его говорит само за себя: исполнители попытались воссоздать исторический образ звучания произведений. Музыканты отправились в архивы и музеи, изучали старинные трактаты и строение инструментов, осваивали приемы, порой перечеркивающие все завоевания исполнительской школы.
Надо сказать, что публика (пусть и не массовая) заинтересовалась и даже увлеклась. Снобизм консервативных музыкантов был постепенно сломлен: сами они, конечно, в «новую веру» не перешли, но «сумасшедших», играющих на скрипках с жильными струнами и (о боже!) на фальшивящих натуральных духовых, признали. А вместе с ними – продюсеры и интенданты. В современной России всплеск аутентичной школы пришелся на прошлое десятилетие, когда и в Москве, и в Санкт-Петербурге появились свои оркестры, а в Московской консерватории и специальный факультет. Сегодня наши соотечественники вошли в узкий круг аутентистов первого ранга – они, кстати, выступают и на фестивале в Архангельском наравне с европейскими мастерами.
В качестве резидента в Архангельское пригласили камерный оркестр Musica viva и его художественного руководителя Александра Рудина. Их опыт и связи, несомненно, помогли собрать контент, которому позавидуют и европейские фестивали. Два первых концерта сыграет итальянский скрипач Джулиано Карминьола: с оркестром Musica viva он презентует свой конек – программу из концертов Вивальди (4 июня), на следующий день даст сольный вечер из произведений Баха, Телемана, Бибера и Вивальди.
Назовем обещанных выше российских музыкантов. С программой виртуозных барочных арий на фестивале выступит Юлия Лежнева – молодая певица, добравшаяся уже до Зальцбургского фестиваля (о дебюте с Пласидо Доминго Юлия рассказывала в интервью «НГ» – см. номер от 13.02.14). Скрипач и дирижер Дмитрий Синьковский выйдет в пространство Овального зала с молодым, но стремительно и дерзко завоевавшим музыкальный мир ансамблем Il Pomo d,Oro, что переводится как «Золотое яблоко» (9 июня). А вот и мастодонты: Академия старинной музыки из Берлина с монографической программой из сочинений Баха (7 июня), а также камерный оркестр Europa Galante и его художественный руководитель и солист Фабио Бьонди с итальянской музыкой (10 июня).