0
2574
Газета Культура Интернет-версия

29.05.2014 00:01:00

Дуэль на вилке и ноже

Тэги: мировые премьеры, опера, новая опера


мировые премьеры, опера, новая опера Ну где же Король? Фото Дмитрия Кочеткова с официальной страницы театра в социальной сети Facebook

Мировые премьеры в российском музыкальном театре случаются не так часто – тем томительнее было ожидание постановки оперы «Школа жен» в театре «Новая опера». Идея спектакля принадлежит Юрию Любимову, а музыку написал композитор Владимир Мартынов, декларирующий, что оперу нынче написать невозможно. 

Кажется, в данном случае это утверждение Мартынова оправдалось. С той точки зрения, что конечный результат вышел совсем непохожий на оперу. И вообще жанр предприятия определить довольно трудно. Но – за неимением альтернативы – далее будем использовать привычный термин.  Подобно тому, как Владимир Мартынов, написавший целую книгу о том, что время композиторов кончилось, не возражает, когда его самого называют композитором. 

Предполагалось, что спектакль будет ставить Юрий Любимов, но дело ограничилось тем, что он придумал концепцию спектакля и написал либретто: объективные обстоятельства (возраст и самочувствие) не позволили мэтру осуществить постановку. 

Связующая нить спектакля – ожидание короля, к приезду которого труппа Мольера готовит новый спектакль. Актеры не проявляют ровным счетом никакого рвения, режиссер рвет и мечет. Кое-как проходят основные сцены, разучивают приветственную оду. А король так и не приезжает. 

Режиссером спектакля стал Игорь Ушаков: он уже работал с Любимовым (в Большом театре во время постановки «Князя Игоря»), к тому же опера-буффа – «его» жанр (судя хотя бы по россиниевскому «Графу Ори» в Екатеринбурге), так что в результате можно было не сомневаться. Так и оказалось. Ушаков в соавторстве с художником Борисом Мессерером и художником по костюмам Рустамом Хамдамовым «вытянул» из либретто все, что мог. Инсценировка в меру смешна, в меру иронична. Декорации предельно лаконичны: это несколько лестниц, словно лучи соединяющиеся в центре сцены. Это и репетиционный зал, и причал, с которого удобно высматривать приближение королевской кареты, и станки для хора. Венчает конструкцию, конечно же, портрет Короля-солнца. Режиссер, кстати, выводит Людовика на сцену: напыщенный монарх появляется в одной из инструментальных интермедий. 

Владимир Мартынов, предложивший поиграть в оперу, манипулирует композиторскими приемами от Монтеверди до Стравинского (то есть автора первой и, по Мартынову, последней оперы) и делает это крайне остроумно. Пассажи в гайдновском духе вдруг пересекаются с бубнящим фаготом из XX века – и моментально возвращаются на круги своя. И так далее – бельканто рифмуется с поздним романтизмом, а речитативы из XVII века – с неоклассикой. Красивый лирический дуэт (на «Спор древних греческих философов об изящном» Козьмы Пруткова) у Ушакова превращен в смешную дуэль двух пузатых… контратеноров. Пространная сцена ссоры и примирения Князя и Княгини (снова Прутков, «Блонды») скорее всего апеллирует к романтическим оперным сценам из разряда «сейчас прольется чья-то кровь»: у Ушакова муж и жена готовы сражаться на ноже и вилке, но вовремя подоспевший мудрый Барон предотвращает «трагедию». 

Господин Журден из «Мещанина во дворянстве» лишь выучил буквы (тут Мартынов оркестровал упражнения из «Самоучителя» певицы Полины Виардо), немедленно составляет декрет о введении единомыслия в России (и вновь Козьма Прутков). В целом получается набор неких сцен, логически и драматургически не связанных. Ни одна из заявленных смысловых линий (театральное закулисье, художник и власть, власть и народ) развития не находит. Любимов сводит счеты с актерами («Да и люди ли они вообще?» – восклицает в сердцах герой) или с властью – порицая устами Мольера (точнее, Булгакова из «Кабалы святош») тиранию и тут же с нею смиряясь. И, кстати, как читатель уже понял, к мольеровской «Школе жен» спектакль не имеет ровным счетом никакого отношения. Очевидно, от первоначального замысла Любимова осталось только название. 

При всей неровности замысла в целом спектакль состоялся. И все, что зависело от театра, было сделано на исключительном уровне: как говорится, от технического персонала (у уборщиц есть своя роль) до  примадонн. Дирижер Дмитрий Юровский и оркестр «Новой оперы» лихо жонглируют стилями, моментально переключаясь с чистых линий классицизма на сложную фактуру вагнерианского толка и обратно. Зал, разумеется, покорили два контратенора Владимир Магомадов и Олег Безинских, но и весь состав был весьма хорош, в особенности Дмитрий Орлов, исполнивший в этом спектакле главную роль. Не Короля, конечно. Мольера!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1692
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3648
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2698
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2202

Другие новости