0
2362
Газета Культура Интернет-версия

20.05.2014 23:59:00

От Библии до Саши Черного и Беккета

Тэги: театр, будрайтис, коршуновас, Беккет, Хакс, Девотченко, радзинский, чаплин


театр, будрайтис, коршуновас, Беккет, Хакс, Девотченко, радзинский, чаплин

В Каунасе состоялся Четвертый международный фестиваль моноспектаклей ONOBALTIJA, посвященный его основателю и бессменному художественному руководителю Станиславасу Рубиновасу (1930-2013), создавшему Камерный драматический театр в Каунасе. Станиславас Рубиновас был истинным европейцем – человеком большой культуры, знатоком театра, обладающим щедрой душой. Неудивительно, что на его фестиваль стремились попасть звезды и начинающие таланты. Эстафету отца перенял его сын, артист Камерного драматического театр Александрас Рубиновас, вложив в него душу и блестящие организаторские способности. Афиша отличается безупречным вкусом: один лишь перечень авторов говорит об этом – Достоевский, Набоков, Беккет, Книга Иова, Петер Хакс, Саша Черный, Радзинский. География так же обширна: Нью-Йорк, Хельсинки, Санкт-Петербург. Лондон, Ереван, Познань, Таллинн, Тель-Авив …

Мощное впечатление произвел спектакль «Последняя лента Крэппа» Беккета в Йозаса Будрайтиса (режиссер Оскарас Коршуновас). Исповедь человека, подводящего итоги своей жизни, вступив в диалог с самим собой благодаря магнитофонным записям, которые он делал в течение всей жизни, поражает своей откровенностью. Дряхлый, неухоженный старик, временами вызывающий брезгливость в итоге предстает Поэтом. Его писательская судьба не сложилась, о чем в трактовке Будрайтиса можно только пожалеть. Но душевная и интеллектуальная мощь этого человека грандиозна, оставляя ощущение, подобное тому, которое вызывает Книга Плача Иеремии в Ветхом завете.

Спектакль Януша Столярского, выступившего и режиссером, «Иов, мой друг» основан на Книге Иова, художественном и философском шедевре. Испытания, посланные ему Богом, вызывают у него то протест, то полное повиновение. Вершина его диалога с Богом - духовное просветление, в результате которого в вере зрители испытывают катарсис, почти забытый в современном театре.

Спектакль Юрия Неугомонного (актер работает в Одесском академическом русском театре имени Иванова) выпущен в Одесском кукольном театре. Идея обращения к монопьесе немецкого драматурга Петера Хакса «Разговор в доме господина фон Штайна об отсутствующем господине фон Гете», написанная для актрисы, эксцентрична.Но актер, он же режиссер, если и был эксцентричен, то как исполнитель. На сцене в глубоком кресле сидит малопривлекательный, больших габаритов господин фон Штайн, на чем-то вроде жердочки, пристроился господин фон Гете с умным ироничным лицом, но слишком маленьких размеров для того выразительного лица. Это отлично выполненные куклы, к которым будет обращаться актер. Элегантный, изящный пластичный актер , блестяще использовав арсенал театра Брехта, не перевоплощался в Шарлотту фон Штайн, от лица которой написан это остроумный монолог. Он рассказал запутанную историю, где достается и Шарлотте, и великому олимпийцу, который таковым для Шарлотты фон Штайн не был. Актер перенес нас в век Просвещения, но не атмосферу Дидро, Вольтера или Лессинга, но в атмосферу гостиных, изящных интеллектуалок, играющих свою роль в жизни великих, продемонстрировав большую театральную культуру.

Хотя приз зрительских симпатий достался польской актрисе из Нью-Йорка Виолетте Комар, безусловным фаворитом фестиваля стал Алексей Девотченко, новоиспеченный москвич, однако создавший спектакль «Концерт Саши Черного для фортепиано и артиста» 24 года назад в Ленинграде в содружестве с Григорием Козловым. Поражает отточенность мастерства актера, как будто и не прошло этих лет. Литовская публика, среди которой было много молодежи, не знающей русского языка, точно и тонко восприняла все нюансы иронически-язвительного представления, сочетающего приемы балагана, театра варьете с песенками, восприняв смысл, блестяще донесенный актером. Алексей Девотченко сыграл спектакль вдохновенно, на огромном подъеме, за что был вознагражден не только аплодисментами, но и восхищением его мастерством.

Спектакль Валерия Шушкевича (Минский национальный драматический театр имени Горького) «Вопрос Достоевского» основан на «Легенде о великом инквизиторе». (Режиссер и сценограф Владимир Матросов). Актер великолепной школы, он донес мысль Достоевского, однако избыток незамысловатых символов, примитивное пластическое решение снизило накал спектакля.

Несколько спектаклей можно отнести к популярному жанру biopic, иначе, условно биографическому. «Дива» Виолетты Комар (пьеса Магдалены Гойер, режиссер Станислав Меджинский) повествует о случайном вторжении в жизнь всемирно известной певицы молодого композитора, чью записку она нашла в гримуборной. Его фамилия совпадала сее бывшей. Развертывается история ее жизни - гетто, где ее заставляли гестаповцы петь арии, рождение ребенка, которого спасла польская семья… Трагическая тема, которую достойно несла актриса, перемежалась вздорным поведением дивы. Актриса технична, отлично владеет словом, но банальность литературного материала не спасает и трагическая тема.

Александрас Рубиновас показал «Кобу» Эдварда Радзинского в постановке Станиславаса Рубиноваса. Спектакль решен в строгом эпическом стиле. Актер не впадает в сентиментальность, хотя материал на это провоцирует. Он перевернул одну из страниц истории, показав через ближайшего друга Сталина, присущие ему изуверства, распространявшиеся не только на отдельных людей, но и на всю страну.

Тематически к этому спектаклю примыкает «Я обращаюсь к вам…» Роберта Акопяна, посвященного армянскому геноциду. Актер пошел проторенным путем, не мудрствуя лукаво, рассказав историю мальчика, пережившего все ужасы геноцида.

Пип Аттон (Лондон) показал спектакль «Чаплин» по своей пьесе в режиссуре Джефа Буллена. На первый взгляд, непритязательная история старого Чаплина, рассказываемая им самим. Однако благодаря введению видеоряда со знаменитым, созданным Чаплиным персонажем, бродягой-стоиком, высвечивается философская идея спектакля- кто же останется в веках - великий Чаплин или его персонаж? Диалог, который Чаплин ведет с собой, а Пип Аттон, в свою очередь, ведет свой диалог с собой, раскрывает тайны творчества. Кто, в конечном итоге, победитель ? Миф или человек, его создавший? Каждый решает по-своему.

Габриэль Нейгауз (Тель-Авив) показала пластический спектакль «Женщина, которая не хотела умирать». Она сумела держать в напряжении целый час публику спектаклем без единого слова. Это рассказ о личности, выстоявшей под смерчем атомного взрыва. Теперь, когда в невербальных искусствах отказываются от сюжета, актриса героически доказала право на нарратив. Не хватило режиссуры, однако спектакль оказал сильное впечатление.

«Утро Райнера» в исполнении Индрека Таалмаа (Таллинн) – монолог 84-летнего одинокого пенсионера, не утратившего юмора, доброжелательного отношения к людям, безыскусственно, от себя исполненный в манере standup.

Особое место в афише занял спектакль «На колесах» Пека Хейккинена (Хельсинки). Талантливый актер театра и кино, изведавший славу, он попал в автокатастрофу, лишился обеих ног и 15 лет не выходил к публике. Преодолев трагическую ситуацию, он вернулся к профессии, рассказав, чего ему стоило победить себя. Это полноценный спектакль, полный боли и юмора, о величии человеческого духа.

Фестиваль в Каунасе, посвященный памяти Станиславаса Рубиноваса, показал жизнеспособность жанра и его возможности, притягивающие актеров и зрителей.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1613
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3537
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2604
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2113

Другие новости