По этому кадру название пьесы определяется безошибочно. Фото РИА Новости
Масштабная театральная программа перекрестного Года культуры Великобритании и России началась ударно: в Москву приехал шекспировский театр «Глобус» – со спектаклем «Гамлет», три представления прошли в Театре им. Вл. Маяковского в рамках Чеховского фестиваля.
Билеты на эти представления (одно из них – дневное, в будни) были раскуплены моментально, оно и понятно – театр легендарный, к тому же греет сам факт стать участником уникального двухгодичного проекта «Глобуса». 23 апреля в Лондоне сыграли премьеру пьесы «Гамлет» – и отправились с ней в мировое турне на целых два года. Чтобы посетить две сотни стран, играть и в огромных современных залах, и на пляжах, и даже в джунглях – и завершить гастроли там, где начиналась история Гамлета – в Дании, ровно 23 апреля (предполагается, что Шекспир родился в этот день, и точно известно, что умер 23 апреля). Москва вошла в первую десятку городов. На пресс-конференции исполнительный продюсер «Глобуса» Том Берд отметил: «Конечно, показывать в Москве Шекспира, где публика имеет свою традицию восприятия этого великого автора, очень волнительно. Но в нашем списке есть и островные государства, население которых не превышает 20 тыс. человек, и эти люди точно никогда не видели ничего подобного и вряд ли читали пьесы Шекспира. Поверьте, туда ехать нам не менее страшно».
Казалось бы, случай уникальный – но ничего подобного! Как сказал в одном из интервью худрук театра «Глобус» Доминик Дромгул, «спустя несколько лет после написания «Гамлета» эта великая трагедия была разыграна на борту корабля «Красный дракон» у берегов Йемена. Это исторический факт! А уже через 10 лет пьесу представляли в Южной Европе». Так что нынешний тур театра – не что иное, как возвращение к традиции.
Оказывается, сначала для этого проекта хотели взять «Ромео и Джульетту», но, как сказал Том Берт, остановились все-таки на «Гамлете» – пьесе, настолько прекрасной и совершенной по форме, настолько бездонной и предполагающей все новые и новые смыслы, что каждый из актеров к концу двухгодичных гастролей наверняка будет играть ее по-другому».
Сама постановка тоже отсылает к шекспировским временам, когда небольшие труппы перемещались из города в город и в самых разных условиях играли спектакли. Режиссеры Доминик Дромгул и Билл Бакхерст решили пьесу в духе площадного театра с разъезжей труппой (такой, какая – по Шекспиру – заехала в Эльсинор и разыграла «Мышеловку»). Две ширмы, несколько досок и несколько чемоданов – все декорации (художник-постановщик – Джонатан Фенсом), 12 актеров и 4 менеджера – весь человеческий ресурс. Зрители видят, как выстраивается декорация, актеры бродят по залу и общаются с публикой. Потом проходят на сцену, но ощущение неразрывного пространства остается – свет в зале не глушат, так что кажется, что все мы солнечным днем на площади (или в театре «Глобус», где, как известно, нет крыши). Актеры, если требует ситуация, могут и передвинуть декорации, сами они и создают музыкально-шумовое оформление, играют на музыкальных инструментах и неплохо поют на несколько голосов (вспоминая студенчество, Гамлет в компании с Розенкранцем и Гильдестерном поют на три голоса Gaudeamus).
Аналог площадного театра – но с дыханием современного мира (глобализации): скажем, Гамлета играют (в разных составах) чернокожий актер Лади Эмерува и Наим Хайат – англичанин с пакистанскими корнями. Офелия – Дженнифер Леонг, мулатка из Гонконга (к слову, на голову выше Гамлета), Розенкранц – азиатка, Клавдий (и призрак отца Гамлета) – актер из Новой Зеландии и т.д. Они с потрясающим профессионализмом разыгрывают… комедию, которая, впрочем, в секунду оборачивается трагедией, схлестывает крайности, и это мгновенное преображение, ударная сила удивления и есть то, за что эта маленькая труппа заслужила стоячую овацию.