Уже несколько десятков лет российская промышленность не выпускает никаких электромузыкальных инструментов. Но количество людей, интересующихся уникальными синтезаторами «Поливокс», «Алиса» и другими, — похоже, только возрастает. Синтезаторы разбираются и собираются ими заново, дополняются новыми, заказанными у зарубежных производителей или самостоятельно собранными блоками. Бывает и наоборот: заказанный на зарубежном интернет-аукционе «древний» аналоговый синтезатор стараниями российского энтузиаста превращается в аналого-цифровой гибрид (вплоть до сенсорного управления звуком при помощи iPad), радующий необычными звуковыми «грувами» и «пэдами» автора изделия и его поклонников.
Общение разработчиков подобных DIY-устройств происходит в последние годы в форме открытых встреч, где каждый желающий может продемонстрировать свои изделия, познакомиться с опытом коллег и даже найти подходящего инженера, который поможет воплотить в жизнь очередную «безумную» идею. Ведь таких чудо-конструкторов, свободно ориентирующихся в схемотехнике синтезаторов, у нас можно по пальцам пересчитать. В 2012 и 2013 на Винзаводе было проведено два "Синтмитинга" — первые локальные попытки объединить коллекционеров, музыкантов и инженеров. Но наиболее масштабным мероприятием стал «Синтпозиум», устроенный в пространстве DI Telegraph (одном из проектов компании Dream industries, наряду с нашумевшими Zvooq, T&P и Bookmate).
Само по себе здание Центрального Телеграфа, построенное в конце 1920-х годов в километре от Кремля, является историческим свидетельством индустриальной эпохи. А его освобожденный верхний этаж — до тысячи свободных квадратных метров, с окнами с три человеческих роста, поделенный на зоны коворкинга, конференций и переговорных — идеален для многих мероприятий. Среди них регулярно возникают события в области музыкальных технологий: в декабре были проведены московская сессия RBMA, и Мастерская детских синтезаторов Playtronica. «Подавляющее большинство участников нашей команды являются поклонниками современной музыки, и для ее соединения с технологиями данное пространство подходит как нельзя лучше» — рассказывает директор по маркетингу DIT Альберт Валиуллин.
Пространство «Синтпозиума» было поделено на две зоны. В первой, «шумной» зоне можно было не только посмотреть на синтезаторы, но и поиграть на них и пообщаться с их владельцами. Особенно привлек внимание американский синтезатор Buchla200 в оригинальной модификации российского музыканта и инженера Алекса Пленингера. В конструкции других участников неожиданно обнаружился терменвокс в версии MOOG Kit - здесь он выполнял функцию одного из контроллеров синтезатора, собранного отечественными умельцами. Стол еще одного участника «Синтпозиума» был уставлен большим количеством «машинок» разных цветов и габаритов (несмотря на названия известных марок, выглядели они при этом не совсем обычно). «А это и не синтезаторы вовсе! — заметил их владелец, представившийся Константином, — Это игрушки! Для меня их смысл не в том, чтобы заниматься производством музыки...» - «Тогда зачем же Вы их собираете?» - «На своей основной работе я при помощи современных цифровых технологий создаю звуковое оформление современных СМИ, а по возвращении с работы — реализую свою детскую мечту, играя на них для себя».
В другой зоне шли лекции: на тему моддинга и реставрации синтезаторов выступил известный инженер Вячеслав Григорьев (VGLine), о возможностях использования винтажных аппаратных синтезаторов в клубной трендовой музыке рассказал аранжировщик Александр Бобров, а представители компании Roland (также поддержавшей «Синтпозиум») рассказали о новой линейке своей продукции — драм-машинах AIRA.
У случайно оказавшегося на «Синтпозиуме» музыканта может возникнуть вопрос: является ли мероприятие все же музыкальным событием (ведь целиком послушать так ничего и не удалось) или встречей инженеров и коллекционеров с некоторым бизнес-уклоном? («игрушки»-то можно заказать для себя). Вероятно, при дополнении такого события третьей —концертной — частью, творческий баланс будет в некоторой степени восстановлен.