Руководство Большого – почти как Маркс, Энгельс и Ленин. Фото РИА Новости
Большой театр объявил планы на будущий сезон. Похоже, руководители театра выбрали подход, который сводит к минимуму риски: задавать тон мировым театральным процессам здесь мечтают, но при таком осторожном подходе к репертуару, по крайней мере оперному, кажется, начнут не скоро.
Кроме концертного исполнения оперы Чайковского «Орлеанская дева», где дебютирует главный дирижер Большого театра Туган Сохиев, заявлено пять оперных премьер. Театр начинает активно разрабатывать детскую тематику, и первая ласточка в этом списке – постановка оперы петербургского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды» (написана для Мариинского театра и несколько лет назад поставлена в Новосибирске). Далее – четыре хита: «Риголетто» Верди (совместная постановка фестиваля в Экс-ан-Провансе и оперных театров Брюсселя, Страсбурга, Женевы и Москвы), «Пиковая дама» Льва Додина и Давида Боровского (перенос постановки 1999 года из Парижской оперы), «Свадьба Фигаро» Моцарта (режиссер Евгений Писарев) и, наконец, «Кармен» в постановке Алексея Бородина.
Вопросы журналистов уместны: считаете ли вы, что оперные режиссеры не способны поставить качественный спектакль и поэтому приглашают драматических, преобладание шедевров – тенденция или случайность? По последнему поводу мнения музыкального руководителя и генерального директора разошлись. Туган Сохиев склонился скорее к первому варианту (тем более что в планах на будущие годы «Енуфа» Яначека, «Билли Бад» Бриттена и «Роделинда» Генделя), Владимир Урин же позволил себе не согласиться. Он, как генеральный директор, не может не учитывать вкусы публики и считает, что надо ставить преимущественно спектакли, которые (а не люстру и лепнину) будет смотреть зритель.
Нельзя не согласиться, билеты, разумеется, продаваться будут, но вот только у публики постепенно отключится познавательный ген, и она совсем перестанет ходить в театр – ну, разве что на люстру поглядеть да на позолоту. Особенно если учесть, что путь настоящим звездам (не восходящим, которыми действительно Большой сегодня может гордиться) сюда отныне заказан. Премьерные спектакли рассчитываются на собственную труппу. Если не найдутся голоса, как сказал музыкальный руководитель, будем искать в Москве – есть же хорошие театры, а если в Москве не найдем, возьмем шире – поищем в Петербурге, уж если и там не сыщется никто… и т.д. То есть, скажем, Анна Нетребко имеет шанс быть приглашенной в постановку Большого театра, только если в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко или «Новой опере» не найдется подходящего голоса. Безусловно, принцип ансамблевой работы, который декларируют и директор, и музыкальный руководитель, эффективен, особенно для системы репертуарного театра с собственной труппой. Но коррозия глобализации уже тронула систему оперного театра и даже себя оправдала: миграция певцов из одного театра в другой, постановки «на звезд» только усиливали приток публики. И не считатья с этими процессами не совсем разумно. Впрочем, та же Нетребко заявлена как участница юбилейного концерта Елены Образцовой, так что у певицы наконец появился шанс выйти на сцену Большого.
И все же новые руководители Большого осторожничают. Правильно: рождения шедевра не бывает без предшествующих провалов, а они новому руководству Большого, очевидно, не нужны, и, что греха таить, понять это можно, скандалов в последнее время здесь и так хватало. Поэтому и берется уже опробованная детская опера, арендуется в Париже постановка 15-летней давности и одновременно – снимается из репертуара «Кармен» Дэвида Паунтни (пусть и не гениальный, но все же образец работы режиссера мирового класса), потому что свежеиспеченный главный дирижер желает дирижировать «Кармен» на исторической сцене, а не на Новой и т.д. Наиболее логичной выглядит идея постановки «Свадьбы Фигаро»: дирижер Уильям Лейси сделал с молодыми солистами театра концертную версию оперы, теперь эту работу решено закрепить на сцене, а ставить будет Евгений Писарев – режиссер, набивший руку на комедийных сюжетах и к тому же только что у себя в театре выпустивший «Женитьбу Фигаро».
Наконец, что ждет поклонников балета. Юрий Григорович будет восстанавливать один из своих шедевров – «Легенду о любви», Раду Поклитару и Деклан Доннелан работают над новым балетом «Гамлет» (предположительно на музыку Шостаковича, если театр договорится с правообладателями), а Юрий Посохов и Кирилл Серебренников поставят балет «Герой нашего времени» по Лермонтову.