0
2668
Газета Культура Интернет-версия

17.04.2014 00:01:00

К авангарду приставили слои

Тэги: питер гринуэй, саския боддеке, авангард, выставка, манеж, ольга шишко, елена румянцева, андрей воробьев, малевич, маяковский, кандинский, эйзенштейн


питер гринуэй, саския боддеке, авангард, выставка, манеж, ольга шишко, елена румянцева, андрей воробьев, малевич, маяковский, кандинский, эйзенштейн За технически эффектной многослойностью экранов не просматриваются новые смыслы. Фото автора

Питер Гринуэй уже дал новое дыхание золотому веку Возрождения в «Тайной Вечери» Леонардо и в «Браке в Кане Галилейской» Веронезе, голландскому золотому веку в лице Рембрандта и его «Ночного дозора». Для погружения в самое недавнее из названных прошлых времен они с женой, театральным режиссером Саскией Боддеке, отбирали работы по всему миру, в том числе в крупнейших российских музеях, и заглянули даже в частные собрания. В дорогостоящем проекте живопись становится Motion Pictures, взяв в помощники 3D и анимацию.

Рассказывая на пресс-конференции о «Золотом веке русского авангарда», арт-директор Манежа Андрей Воробьев и сокуратор выставки Ольга Шишко (готовила она проект вместе с Еленой Румянцевой) апеллировали к цифрам и к слову «впервые». 12 главных героев, 18 экранов на 5 тыс. кв. м в созданном специально для России проекте, который, есть надежда, после теперешней мировой премьеры отправится в гастрольное турне. К тому же это продакшн-проект, в который вложилась и российская сторона. «Мне кажется, только такими средствами сегодня можно по-настоящему популяризировать русский авангард», – резюмировал Воробьев. Пришедший в Манеж из Третьяковки, он знает о чем говорит. Тем более что к тому времени журналисты выставку еще не видели, а он – да. «Золотой век» предвкушаешь с авансом восхищения – за одно из наших всё взялись Гринуэй (недавно, кстати, к перечню наград добавивший премию «за вклад» BAFTA) и Боддеке – но это будет восприниматься и настороженно – какой новый ракурс найдут?

Формально – то есть буквально, по форме – чета создателей выбрала полифокальность, разбросав по 18 экранам истории Малевича, Маяковского и Лили Брик, Кандинского, Татлина, Мейерхольда, Эйзенштейна, Филонова, Родченко, Поповой, Ермолаевой и Лисицкого. Но вместе с ними тут заправляет – выбор без неожиданностей – «Черный квадрат». Он – и герой, когда сюжетная линия перебивается основательно, пастозно малюющей холст черной краской, которая спустя время как несложная метафора захлебнувшейся утопии будет с него осыпаться. Он, квадрат – и форма: квадратные экраны на стенах и такие же, поставленные углом, «на дыбы» друг против друга, превращаются в три павильона, где разворачивается, перебегая с одной поверхности на другую, рассказ. Все это водрузили на черные с белым помосты, и даже табуретки стали цитатами обрамленного белым черного квадрата – то, что пресловутая супрематическая икона стиля пришла на службу массам, доведено до обескураживающей очевидности.

Двадцатилетие с 1910 по 1930 год авторы переводят в поэтический пересказ – сперва теорий, когда за сюжетностью Кандинский адресует к книгам, а Эйзенштейн толкует о «монтаже аттракционов», потом – разочарований, когда утопии подмяли под себя создателей, а советский строй выдумал удобный ему соцреализм. Герои спорят, говорят о любви, даже хоровод водят, круг единства складывая не игрой, а просто физически. В актерах не обязательно портретное сходство, но часто ловишь себя на ощущении, что они, сколько ни ряди их в одежды прошлого, до той эпохи не достают, они, кажется, все-таки больше современники, сегодняшние. В Маяковском истаяла мужественность, оставив слащавость. Филонов, напротив, набрался сверх меры (и нашей веры) брутальности. Мимика, с какой играют Малевича, сделалась похожей на завхозовскую. «Амазонки авангарда» прекрасны, все с горящими глазами, и – снова по-сегодняшнему. Но главное, почти все герои говорят с мешающей увлечься произносимым интонацией – торжественной, серьезной до нарочитости. Хотя есть все-таки исключение – пока другие переигрывают, их по-своему обыгрывает нынешний Эйзенштейн, оказавшийся самым живым, даже самоироничным и совсем, впрочем, по-эйнштейновски показывающим язык, пока другие витийствуют. (К слову, Гринуэй собирается снимать о режиссере отдельный фильм.)

Полупрозрачные, проницаемые экраны и прозрачность – не призрачность с легкими мазками, нюансами-намеками – повествования (да, авангардисты писали работы не в полтона, но ведь тут интерпретация и про людей). Образы, появляющиеся то на одном, то на другом экране, то синхронно, то с небольшим запозданием, образующим тревожный шепот «подсказывания» (как в эпизоде с Эйзенштейном, который оказывается сразу на нескольких экранах сам «против» себя, на одном говорит едва слышно – и тут же, с секундной задержкой, в голос), образуют прихотливую вязь. В нее попадают движущиеся репродукции, архивные съемки суетящихся улиц, анимационные кунштюки. Гринуэй не отказал себе и в самоцитировании, впустив сюда проплыть кадры «Тайной вечери» Леонардо и «Брака в Кане Галилейской» Веронезе. Но кажется, у этой вязи нет законов плетения, она становится технически эффектным нарративным и эмоциональным потоком.

Заметки на манжетах, на полях действа часто добавляют объемности, хотя сейчас на боковых экранах зала Довженко, Бурлюка, Василия Ермилова, Эмму Гурович пустили наскоро склеенным коллажем с куцей справкой, кто да что (не спрашивайте, почему в их компании оказался Артур Фонвизин). То ли это выход из тесных терминологических рамок, то ли нежелание отказаться от полюбившегося героя (прежде чем сосредоточиться на 12 персонажах, режиссеры отобрали 200)…

О чем история? Можно сказать, Гринуэй и Боддеке продолжили прерванное соцреализмом – поиски формы. Сделали ставку на эффектность картинки – но техническая многослойность не сработала на многослойность интерпретационную. И все же хочется разочарование компенсировать чем-то удавшимся. Если из звучащего «отжать» воду известного, там попадутся слова про запрет на эротическое, политическое и формалистическое искусство. Может, об этом нам хотели сказать?..


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1625
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1823
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1933
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4305

Другие новости