0
3041
Газета Культура Интернет-версия

14.04.2014 00:01:00

Русский акцент в Будапеште

Тэги: театральный фестиваль, венгрия


театральный фестиваль, венгрия К полету готовы. Сцена из спектакля «Миф о крылатых мужчинах». Фото с официального сайта фестиваля

В конце прошлой недели в Будапеште завершился театральный фестиваль MITEM, который Национальный венгерский театр провел в этом сезоне впервые. География фестиваля, за исключением Норвегии, Турции и Ирака, представила театры из Восточной Европы, в прошлом советского блока – из Болгарии, Грузии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Румынии, Сербии.

Россию на фестивале представляли спектакли «Zero Литургия» Александринского театра, «Прокляты и убиты» МХТ им. А.П. Чехова, «Алиса» петербургского БДТ, Театр им. Камала из Казани показал пьесу Яна Фосса «Летние дни». 

Один день был отдан целиком Анатолию Васильеву: встреча с известным режиссером началась в два часа, а закончилась в десять вечера. Помимо лекций мастера в этот день фестиваль напомнил его участникам о том, что Васильев глубоко связан с театральной культурой Венгрии, где он ставил «Дядюшкин сон» Достоевского, «Целые дни напролет под деревьями» Маргарет Дюрас. Известная в стране, единственная среди венгерских актрис обладательница «Пальмовой ветви» Мари Тёречек, игравшая главные роли в обеих постановках Васильева, также приняла участие в разговоре. 

Видеозаписи спектаклей, репетиций, фильм, снятый о том, как шла работа над пьесой Дюрас, комментарии самого режиссера, общение друзей – все это создавало особую атмосферу пережитого опыта, хоть и трудного, мучительного в процессе, а с Васильевым по-другому и не бывает, но в результате счастливого. Говорили о том, чему научил мастер, а это прежде всего глубочайшее погружение в текст. Васильев был не только обласкан в этот день, но, думаю, арт-директор фестиваля, а также худрук Национального венгерского театра Аттила Виднянский, зная о том, что его коллега остался без театра, который создавал всю свою жизнь, еще и хотел просто-напросто поддержать коллегу и по завершении вечера предложил постановку в Национальном театре.

Васильев сказал, что, мол, посмотрим,  что сейчас ему интересна педагогика. Не вдаваясь в детали своего положения в Москве, он, которому в мае стукнет 72 года,  только констатировал, что оказался без театра и, будучи человеком русской культуры, больше востребован Европой. Грустно было это слышать. И вовсе сжалось сердце, когда показали кадры из спектакля «Дядюшкин сон», который игрался в свое время на Поварской. Неужели мы столь богаты, чтобы лишать Васильева театра?

Русский акцент, который был сделан устроителями фестиваля, не был случайным. Куратор MITEMа Нина Кирали говорила о том, что одна из задач фестиваля и состояла в том, чтобы в юбилейный год К.С. Станиславского – 150 лет со дня его рождения – представить русскую режиссуру и круг тех, кто связан с русской школой, несмотря на то, что в Венгрии нет культа Станиславского. Помимо «наших» Анатолия Васильева, Фарида Бикчентаева, Андрея Могучено, Владислава Насташева, Виктора Рыжакова, Валерия Фокина связаны с русской школой режиссуры и Римас Туминас, который показал в Будапеште «Маскарад» Малого драматического из Вильнюса, и сам Аттила Виднянский.

Венгерский режиссер стартовал на территории СССР, создав в Берегово свой театр. Его актеры, последовавшие за ним сначала в Дебрецен, а потом в Будапешт, прекрасно говорят по-русски. 

Хозяева показали на фестивале три спектакля, один из которых был посвящен освоению русскими космоса  – «Миф о крылатых мужчинах». 

На дискуссии, состоявшейся на следующий день после показа этой работы, я поделилась своими впечатлениями и начала с того, что когда оказываюсь в нашей деревне, то трудно поверить в то, что у этой страны есть атомное оружие. Эта ассоциация, вероятно, родилась не случайно, поскольку в спектакле есть совмещение малого и большого миров, деревни, маленького местечка, такого как Берегово, и Вселенной. С одной стороны, на круге сцены, ставшем местом действия спектакля, актеры уподоблены детям, мечтающим летать, ведущим свою наивную игру, с другой – когда вместе с публикой, которую разместили здесь же, круг приводят в движение, то пустой зрительный зал режиссер рифмует с мирозданием. Эта густая чернота   зала, взирающая на сцену, кажется бездонной пастью Вселенной. Фрагмент декорации уподоблен трубе, сооруженной из дерева и фольги. Юрия Гагарина, одевая в костюм космонавта – серебряные скафандр, дутые сапоги и комбинезон, – превращают в сверхчеловека. Но вместе с тем он похож в этот момент на большую неповоротливую куклу, которая беспомощно стоит в этой трубе, глядящей в космическую бездну. 

Аттила Виднянский досконально изучил историю полета первого космонавта. Его взгляд зацепил человеческую историю. Одной из главных тем стал вопрос цены за детскую мечту,  взлелеянную в русских предместьях, среди деревенских изб, лесов, полей и рек. И Гагарин, Титов, Королев для Виднянского оказались глубоко драматическими фигурами, потому что жизнь во всех ее проявлениях – семья, дружба, ежедневное бытие – была превращена в жертву. 

Будапешт–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1009
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
637
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
447
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
631

Другие новости