0
4467
Газета Культура Интернет-версия

03.04.2014 00:01:00

Фермер Колен выкинул коленца

Тэги: михайловский театр, балет, премьера


михайловский театр, балет, премьера Партия Мамаши Симон в этом спектакле – мужская. Фото Стаса Левшина предоставлено пресс-службой Михайловского театра

«Тщетная предосторожность» – старейший из дошедших до нас шедевров прозванного «Мольером танца» французского хореографа Жана Доберваля. К тому же это едва ли не самый древний из балетов вообще и одна из редчайших в балетной классике комедий. А кроме того – поучительный и на удивление актуальный пример эффективного сотрудничества на общее благо, когда непредвзятый, не зависящий от геополитики и прочих внехудожественных обстоятельств талант позволяет воспользоваться накопленными человечеством богатствами и сотворить новые этому же самому человечеству на радость. 

И опять Михайловский театр удивил. Поражая сенсационными новациями почти в каждой оперной постановке, в балете он выбирает другой путь – тернистый и, казалось бы, тенденциям нынешнего мейнстрима не отвечающий. Усилия театра направлены на возрождение и сохранение стиля: будь то стиль «Лебединого озера», «Пламени Парижа» или «Тщетной предосторожности». Речь при этом идет не о какой-то одной стилистике, по тем или иным историческим причинам данной труппе близкой, а именно о стиле – как высшей ценности, как смыслообразующего ядра культуры. 

Увидевший свет на сцене Большого театра Бордо за две недели до взятия Бастилии балет о триумфе влюбленных вопреки тщетным попыткам мамаши выдать дочь за придурковатого богача полон озорства и беззаботного веселья. В начале XIX столетия благодаря Шарлю Дидло, танцевавшему некогда в спектакле Доберваля, его увидел Петербург, а к исходу века Мариус Петипа и Лев Иванов представили свою пастораль в танце, сохранявшуюся на сцене Мариинского театра до конца 1920-х годов. Одна из лучших исполнительниц партии Лизы жившая после эмиграции в Лондоне Тамара Карсавина много рассказывала об этой постановке молодому коллеге Фредерику Аштону. С ее подачи в 1960 году английский хореограф и создал для Королевского балета собственную версию «Тщетной» на музыку Луи Герольда, опираясь на найденное в Британском музее оригинальное либретто Доберваля и почти буквально повторив со слов Карсавиной некоторые петербургские эпизоды. 

Надо было обладать талантом, вкусом и юмором сэра Фредерика Аштона, чтобы, проникнувшись духом легендарного, но в хореографии не сохранившегося французского спектакля Доберваля, собрав по крупицам доставшееся ему через Карсавину петербургское наследство, почитая и развивая традицию английской пантомимы, сплести все эти элементы воедино, сочинив балет, очень скоро признанный классикой ХХ века. Его автор признавался, что хотел воплотить свою «свирельную мечту о сельской жизни», «свою любовь к шуткам», придать балету «искреннюю, открытую веселость в сочетании с непринужденным лиризмом». Помог ему в этом сценограф Осберт Ланкастер, создавший уютный, залитый солнцем и радующий красками мир. Здесь танцуют не только счастливые жнецы и жницы, но даже петух и куры, а гвоздем программы, как водится, становится живой пони.

По словам главного балетмейстера Михайловского театра Михаила Мессерера, у них появилась самая что ни на есть аутентичная версия, отличная от существующей ныне даже на сцене «Ковент-Гардена», поскольку Мессерер и педагог-репетитор Майкл О'Хэйр сверялись со снятым под непосредственным руководством Аштона телефильмом 1965 года, где балет запечатлен без множества позднейших наслоений. Постановщикам удалось привить российским артистам, привыкшим к бравурному, широкого размаха танцу, вкус к хореографии совсем иного рода. Английский танец деликатен, но не сух. Требует отличной «дикции» и четкой «артикуляции» – скрупулезной проработки пластических и, что немаловажно, игровых деталей. А если учесть еще, что в темпах вопреки нашим обычаям постановщики артистам поблажек не давали, все это очень не просто. Настоящим открытием стала недавно пришедшая в Михайловский театр из Большого Анастасия Соболева (Лиза в первом составе). Обратившая недавно на себя внимание в партии Жизели, она блеснула в совершенно иной роли, на редкость органично сжилась с непривычной исполнительской манерой и английским юмором. Не уступая ей в технике, Анжелина Воронцова (второй состав) в полной мере отыгрывает привычное амплуа милашки и очень нравится публике. Герою Виктора Лебедева (молодой фермер Колен), явившемуся, кажется, из эпохи анакреонтических сюжетов, при мягкости и стильности танца для чистого веселья, каким полон балет, недостает спонтанности, внутренней свободы. У Ивана Зайцева Колен – не пасторальный пастушок, а фермер. Он реалистичнее, насколько вообще можно говорить о «реализме» в данной системе координат. Задал же эти координаты исполнитель партии вдовы Симон на премьерном спектакле Майкл О'Хэйр. Мамаша Симон в исполнении актера-мужчины, представляет зрителю не только образ героини, но и давнюю традицию исполнения женских образов мужчинами. Кульминацией стал знаменитый танец в сабо, отчеканенный не упустившим ни единого коленца, ни единого акцента артистом с таким драйвом и блеском, что зал от восторга застонал. Необычайно колоритный, заразительный, обаятельный О'Хэйр не старался затмить главных героев, но без него (хотя мамашу Лизы в последующие дни каждый по-своему здорово играли Роман Петухов и Николай Цискаридзе) это уже совсем другой спектакль.  

Санкт-Петербург–Москва 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
936
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
584
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1140
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1129

Другие новости