Есть ли смысл за гранью – возраста или нервного срыва? Первый вопрос занимает Диану Вишневу давно, а второй… Впрочем, сначала – о первом в связи с новым проектом балерины «Грани».
Нелепо, кажется, говорить о возрасте применительно к Диане. Однако у балетных своя шкала: рано или поздно, а с классическими пуантами придется расстаться. Вишнева давно примеряет на себя современные одежды, после «Красоты в движении» и «Диалогов» «Грани» – третий ее неклассический проект (мировая премьера прошла в ноябре в Сегерстром-центре в Калифорнии). Первый из двух составивших программу «Граней» одноактных балетов – Switch («Переключение») – как раз о возрасте. Его автор, директор Балета Монте-Карло и одна из ключевых фигур современного танца, Жан-Кристоф Майо впервые увидел юную Вишневу в 1994-м на Международном конкурсе в Лозанне. Нетипичную классичку приняли не сразу, но глава жюри Майо боролся, и Гран-при Диана получила. Встретиться в работе им случилось только теперь, когда близится грань, за которой, хочешь не хочешь, придется переключиться. Искусство ценой одиночества или наслаждение жизнью? Возможно ли их совмещение? Об этом размышляет недавно оставившая сцену героиня, не без зависти наблюдая за парой влюбленных. Это – если верить либретто.
Хореография балетов Майо, где передают не сюжетные ходы, а душевные состояния, куда ярче и многозначнее его слов. О том, что героиня несколько дней назад оставила сцену, из нее не узнаешь, зато сломы настроений со всеми не имеющими словесной формы нюансами почувствуешь. Чужая вторглась к «своим». Их двое в исполнении звезд Балета Монте-Карло Бернис Коппьетерс и Гаэтана Морлотти. Капризная и блистательная, залетная дива неотразима. Он реагирует, Она переживает. Но классического треугольника не выходит. Женщины различны во всем – в культуре танца, культуре чувства, в типе сексуальности. И при этом, пусть соперницы, в современном мире они, не потерявшие любопытства и интереса ко всему окружающему, скорее найдут общий язык друг с другом, чем с мужчиной. Сегодня сила женщины не в слабости, а в силе. А в слабости – слабость мужчины. Вполне человеческая, в общем-то, история. Но и балетная тоже. Не в силах больше тянуть стареющая балерина снимает с натруженных ног пуанты – близится жизнь без них. Что делать дальше? С немым вопросом к залу застывает у рампы не просто героиня балета Майо, но и сама не боящаяся аналогий Диана Вишнева.
Всегда нацеленная на открытие, жадная до всего нового, Вишнева заставила покачнуться один из столпов современного танца: ради нее неколебимая авангардистка Каролин Карлсон изменила своему принципу не работать с классическими танцовщиками. В сорокаминутном соло «Женщина в комнате» нет пуантов, только босые ноги или высоченные каблуки. Одинокое дерево в тоскливо ютящемся на громадной черной стене оконце, вытянутый, точно под гроб, неподъемный стол. Удел женщины за гранью нервного срыва – «непрекращающаяся война с собой в замкнутом пространстве одиночества и самоанализа». Вдохновленная поэтикой Андрея Тарковского и поэзией Тарковского Арсения (голос Вишневой читает строки из его стихотворения «Эвридика»), Карлсон тем не менее сочинила для нетипичной классички опус вполне банальный. Финальный ход с настоящими лимонами (героиня десятками достает их из ящика стола, режет пополам и угощает зрителей первых рядов) не придал ему вызова и остроты перформанса. Зато зрители еще раз убедились: в исполнении Вишневой есть смысл идти даже на публичное чтение телефонной книги. Зрелище будет захватывающее.