«Под Параджанова» в Музее Востока сделали целую стену из его фотографий. Фото автора
Устроенные «внахлест», одна за другой, всего на несколько дней пересеклись две посвященные режиссеру и художнику выставки – «Параджанов. Выставка цвета граната» в Галерее на Солянке и «Из Тифлиса с любовью. Ваш Сергей Параджанов» в Музее Востока. Что ни покажи из сделанного Параджановым, смотреть будут все. Но адекватный самому ему показ сделать трудно.
Выставки Параджанова, которые в последнее время открываются в Москве (в 2012-м вместе с ереванским Музеем Параджанова такую устроили в Новом Манеже), держатся на трех китах – это фотографии, коллажи, атмосфера. И стартовавшая в Музее Востока – тоже (сделана она по инициативе коллекционера Арама Баблояна, но встречаются и музейные вещи, а курирует показ Светлана Хромченко). Тут нескольких залов-сюжетов, каждый – про свое. Самым красочным получился «портрет» Тифлиса – с костюмами, графинами, театральными афишами, кондитерскими коробками, уличными вывесками, которые для пущей атмосферности сейчас даже раскрасили, и сделанными Валерией Хабчук мозаичными репликами с вывесок духанов – с оригинала Карапета Григорянца, современника Пиросмани (его тут не оказалось). Есть такая: «Мужски партной Васо он же мадам». По соседству показывают художников – друзей режиссера, например Гаяне Хачатурян с волоокими красавицами, и более ранних творцов вроде любителя изощренных линий Ладо Гудиашвили.
Сам Параджанов остался будто в стороне от происходящего – в отдельных комнатах. И главное, что от него здесь есть, – созданные вместе с кинохудожниками Александром Джаншиевым и Георгием Алекси-Месхишвили коллажи к «Легенде о Сурамской крепости» и «Ашик-Керибу». Коллажи эти с фотографиями, некоторые полностью выдержаны в черно-белой гамме, какие-то сделаны на красном ковре или покрывале, иногда сюда добавляется жемчуг, и в целом это изысканный, но лаконичный язык. Параджанов сюда получился «вклеен», как в коллаж – недаром целую стену отвели под фотомозаику из его портретов – в рассказ про Тифлис. Думалось, его собственных работ будет больше, но главная беда в другом. Выставка составлена так, что по большому счету Параджанов здесь не так уж обязателен. В изображенный Тифлис можно с таким же успехом поставить другого героя.
Только что закрывшуюся «Выставку цвета граната» на Солянке друживший с юбиляром директор ереванского Музея Параджанова Завен Саркисян придумывал с киноведом Вячеславом Шмыровым и Дарьей Хан. Здесь то же – атмосфера, коллажи, рисунки, фото – и фильмы. Отталкиваясь от одной из самых известных параджановских кинокартин, эпиграфом, рефреном показа сделали красные гранаты. Они тут повсюду, и на память придет прочитанная когда-то в эссе к параджановскому портрету Юрия Роста фраза про то, что по жизни «он шел как по минному полю. Не с миноискателем, но обвязанный гранатами, чтобы взрыв был громче». Но гранаты – мелочь. Эта история была и про взаимоотношения художника и власти (на столе лежал текст выступления режиссера на творческой встрече в Минске в 1971-м, предваренный припиской КГБ, который следил за Параджановым еще после «Теней забытых предков», а в соседнем зале показывали его лагерные рисунки). И про Параджанова в истории кино (кроме его фильмов тут Тарковский, Пазолини, Гринуэй), и даже про влияние на современных видеоартистов вроде Таус Махачевой (здесь можно спорить, но ход любопытный). Наконец, это про свободомыслие в том еще смысле, что в коллажах ведь Параджанов ничтоже сумняшеся сочетал эпохи и контексты, скажем, размещая рядом с названной Гагариным куклой херувимов. Этот оммаж режиссеру не был безупречен, но получился многослойным – как то, что делал он сам.