0
6398
Газета Культура Интернет-версия

09.03.2014 00:36:00

Крайне уравновешенный Юрий Ерёмин. К 70-летию режиссёра

Тэги: еремин, режиссер, театр


Юрий Иванович Ерёмин – режиссёр. В разные годы он ставил в Ростовском ТЮЗе, потом – там же, в Ростове-на-Дону, в театре-тракторе – Ростовском театре драмы имени Максима Горького, в Москве стал главным режиссёром в ЦАТСА, тогда – в Центральном академическом театре Советской армии, вот когда его узнали, а на его спектакли было не попасть, и сам он стал сразу же, с первых московских спектаклей – одним из лидеров не только поколения, тогда – молодых, 30-40-летних, но больше – одним из лидеров нового советского театра. Таким виделся театр и нового поколения и театр будущего. Резким, но не порывающим раз и навсегда с великим прошлым русского психологического театра, принимающим в себя то новое, к чему успел прийти восточно-европейский театр, прежде всего – польский театральный авангард, традиции и опыт которого в спектаклях Ерёмина чувствовали себя естественно, органично, не теряя ни остроты, ни резкости формы и крайностей эмоциональных реакций.

Из Театра Советской армии Ерёмин переехал ещё ближе к центру Москвы, но в не менее простой Театр имени Пушкина и его – возрождает к жизни. С одной стороны, он переносит сюда свой, возможно, один из главных и уж точно – один из самых известных своих спектаклей «Палату №6», но тут же, один за другим, выпускает «Одержимых» Камю, пьесу французского экзистенциалиста по нашим «Бесам», «Эрика XIY» Стриндберга, «Возвращение Иванова» по Андрею Платонову, «Ревизора» с Гвоздицким, который с удовольствием играет в спектаклях Ерёмина, - и Хлестакова, и Эрика. Вырисовывается определенность режиссерской линии, программность выбора, - Гвоздицкий, к примеру, здесь «ведет» репертуар, который когда-то прославил Михаила Чехова.

Последние годы его работы в Пушкинском – точно на каком-то распутье, не зная, куда ж нам плыть… Впрочем, в эти годы и страна металась из крайности в крайность. Ерёмин что-то делает в Америке, что и с кем он там работает, так в Москве и не узнали, его заокеанские успехи так и остались тайной, - а вот в Москве с американскими студентами в Школе-студии МХАТ он работает интересно, не повторяя прежних своих опытов, снова ищет – запомнился один из дипломных спектаклей – «На дне».

Тогда же он начинает работать и в Театре имени Моссовета, где вот уже больше десятка лет – очередной режиссер и кажется такое положение, не главного, режиссера, которому отвечать – только за свои спектакли, и его устраивает. И театр – тоже. Такие примеры, когда худрук или главный режиссер «терпит» при себе сильного соперника, впрочем, случались и в более или менее недавней ретроспективе. Еремин – не из тех, кто выдает стабильное качество, шедевр за шедевром, но опыт его жизни в искусстве – опыт очень талантливого человека, провалы которого – уж такие провалы, что хоть руками разводи: ну, как же так?...

Зато и удачи – из тех, которые впечатываются и в память, и – в историю. Ученик Павла Хомского, он сегодня работает рядом со своим учителем. Как раньше говорили: укрепили партийное руководство, так с приходом Еремина в Театр им. Моссовета Хомскому, думается, стало легче и увереннее: Еремин – из тех, на кого можно положиться и в искусстве, и в части человеческих отношений. Крепкий тыл. Не из тех, кто подсиживает.

В его спектаклях в Театре армии по-новому зазвучали голоса тех актеров, которые, казалось, так и останутся в истории русского советского театра далеких, ушедших лет, - ведь предыдущая слава Театра армии пришлась на 60-70-ые, когда здесь творили Андрей Попов, Леонид Хейфец… А несколько лет Еремина дали сразу несколько настоящих шедевров, почти все – классические «кирпичи»: «Идиот» Достоевского, «Старик» Горького, «Палата №6»… «Идиот» вошел в историю еще и двумя своими «первыми составами». В одном – зрелые мастера, другой – где роли были отданы молодым, где Ганю Иволгина сыграл Олег Меньшиков, и это – первая его большая роль, прославившая актера, по сию пору – одна из лучших, из главных в его актерской биографии. Во взрослом варианте играли Сазонова, Зельдин, Чеханков, Чурсина…

«Палата №6» стала сенсацией, спектакль, рассчитанный вряд ли больше, чем на 50-70 человек, стал, я уверен, одним из тех, ради которых публика, махнувшая на театр рукой (тогда хватало и других забот), потянулась обратно. Поняв, что театр – место сильных эмоций, нигде в другом месте таких из человека не вытянуть, и еще одно: театр – это место смыслов. Вот за это стоит и сегодня, спустя… да, 20 лет спустя, а все равно – за это стоит и даже нужно сказать Ерёмину спасибо. И за роли, которые сыграли в том спектакле Геннадий Крынкин, Виталий Стремовский, Александр Михайлушкин, Андрей Майоров…

«Мадам Бовари» и «Не будите мадам», «Царство отца и сына» и «Р.Р.Р.», - всеядность Еремина способна сбить с панталыку. Ануй, Флобер, А.К.Толстой, Достоевский, а сезон-другой тому назад – еще и странная переписанная своими силами версия бродвейского мюзикла «Хорус Лайн», очень, скажем так, любительская. Не по исполнению – с этим все в порядке, а по текстам, которые точно времени не хватило перевести на русский во всех отношениях. Но горы принято мерить по вершинам, и режиссеров – наверное, тоже правильнее судить по лучшим спектаклям. А к примеру «Царство отца и сына» - одна из удач, где, любящий такие вот сцепки и переделки, режиссер соединил сразу две исторические хроники А.К.Толстого и вывел на сцену сразу двух русских царей, и Грозного, и Фёдора Иоанновича, сочинили для них два акта – черный и белый, придумал и выстроил роли для двух больших актеров – Александра Яцко и Виктора Сухорукова. Кстати, Сухорукова он и убедил выйти на сцену. Ерёмин был не первый такой, но другим вот – уговорить актера до того никак не удавалось, хотя роли все предлагали – хорошие, из лучших. Режиссерский талант – и в этом тоже.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
480
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
500
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
521
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
596

Другие новости