Опавшие листья, бамбуковая роща и – музыка. Фото Елены Лапиной предоставлено пресс-службой Детского музыкального театра имени Н. Сац
В Детском музыкальном театре имени Сац играют спектакль на «взрослую» музыку. Опус называется «Маленький Арлекин» и его музыкальная канва соткана из сочинений лидера немецкой музыки второй половины ХХ века Карлхайнца Штокхаузена. Как и следовало ожидать, дети, не отягощенные знаниями про «прелести» западноевропейского послевоенного авангарда, вовлекаются в процесс тотчас же.
Идея сделать постановку по музыке Штокхаузена возникла в Венском театре Taschenoper. Но подобные эксперименты – дело недешевое, кроме традиционных гонораров постановочной группе и создания декораций оплачиваются авторские права, приглашаются специалисты по новой музыке и т.д. На помощь приходит практика копродукции: идею австрийцев поддержали руководители еще нескольких европейских театров, в том числе и Георгий Исаакян, руководитель московского театра. Кстати, Москва – третья «на очереди»: «Маленького Арлекина» увидели в Вене и Граце, а из России спектакль отправится в Баварскую оперу и Ковент-Гарден.
Для музыкального критика «Маленький Арлекин» ценен, конечно, самим материалом – скажем, фрагменты из гепталогии «Свет» (пожалуй, самый грандиозный опус в мире – цикл из семи опер, по дням недели, в состав исполнителей которых включено, например, несколько самых настоящих вертолетов) или даже сама пьеса «Арлекин», с которой начинается спектакль. Эта пьеса написана для кларнета соло, и исполнитель должен не только играть на инструменте, но одновременно двигаться – все движения подробнейшим образом прописаны композитором. Кларнетистка Мэрве Кацокуглу осваивала это сочинение под руководством его первой исполнительницы (и носительницы посвящения) Сюзан Стефенс, и сейчас она сама стала лучшей (и единственной или одной из немногих) исполнительницей сочинений Штокхаузена, музыкантом Фонда композитора. Виртуозно и очень свободно она совершает все манипуляции, кстати, довольно сложные – тут нужно и стоять «цаплей», и в определенном ритме бить ногой об пол, и зачастую стоять на полусогнутых и – одновременно не терять выразительности фразы и не «срывать» верхние ноты. После спектакля Мэрве рассказала обозревателю «НГ», что современной музыкой стала заниматься после того как целый год по стипендиальной программе стажировалась в Ensemble Modern: «после этого – ты уже в обойме, это определяет твой дальнейший путь». Маленького забавного Арлекина окружают «космические» друзья – в белом и красном костюме, условно, добрый и задиристый. Во втором действии они – Архангел Михаил и Люцифер (блестящие трубач и тромбонист) – помогают Арлекину пройти через испытания («Битва с драконом» из оперы «Четверг») и отправляются в путешествие за волшебным светом (эпизод «Миссия и вознесение»).
Ни под один из традиционных жанров музыкального театра (опера или балет) этот спектакль не подходит: здесь не поют – за исключением нескольких произнесенных трубным голосом фраз клавишника в образе робота-предводителя; не танцуют – скорее совершают ритуальные движения, большинство из которых, кстати, тоже выписаны композитором в партитуре (адаптировал их хореограф Taschenoper Евгений Ситохин). Постановщики совершенно справедливо назвали этот спектакль «инструментальный театр», закрепив на детской сцене одно из основных понятий авангардной музыки.
Театры – участники копродукции не поскупились и пригласили поставить спектакль знаменитую испанскую труппу La Fura dels Baus, назовем для солидности их последнюю работу в России – Валерий Гергиев пригласил их поставить в Мариинском театре пятичасовую оперу Берлиоза «Троянцы». Режиссер Карлос Падрисса, сценограф Ролан Ольбетер, художник Чу Урос и видеорежиссер Франк Алеу, в свою очередь, не поскупились на средства выразительности: спектакль действительно завораживает. Бамбуковая роща и ворох опавших листьев, окрашенные фантастическим сине-фиолетовым сиянием, космические миры во втором действии, отделенные от зрителя прозрачной сеткой-экраном, на котором то плывут космические корабли, то расцветают неведомые цветы, то мерцают далекие планеты. Единственный, но неизбежный недостаток этой постановки заключается в том, что посмотреть ее можно только на этой неделе, по крайней мере в этом сезоне. Остается пожелать, чтобы «Маленький Арлекин» все-таки вернулся.