0
4356
Газета Культура Интернет-версия

24.02.2014 00:01:00

Маленькие радости Большого театра

Тэги: большой театр, премьера


большой театр, премьера Качели – единственное, что добавила художница от себя. Фото Дамира Юсупова с официального сайта Большого театра

В Большом театре прошла премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Художник Альона Пикалова и режиссер Юлия Певзнер работали с историческим наследием театра: главный персонаж этого спектакля – декорации легендарного Федора Федоровского.

Опыт реконструкции исторического спектакля в Большом уже был – это знаменитый «Борис Годунов» 1946 года, и обновлением декораций как раз занималась Альона Пикалова. Только тогда она имела перед собой инструкции самого Федоровского, где были зафиксированы даже такие детали, как цвет волос у бояр и наличие седины в бороде. Техника выполнения декораций была максимально приближена к оригинальной, по крайней мере мягкие декорации таковыми и остались, да и режиссуру Баратова никто не отменял. Так что в итоге в театре остался «музейный» спектакль, образчик старого стиля. В случае с «Царской невестой» все вышло несколько иначе: декорации здесь созданы «по мотивам» Федоровского – то есть визуальный образ максимально сохраняется, техника же выполнения целиком принадлежит XXI веку. Как говорит сама художница, мягкие декорации нынче не в моде, ткнешь пальцем – она колышется, певцам удобнее в жестких. К тому же и краски сегодня не те, и техника живописи, в которой работали 60 лет назад, утрачена, а уж как шагнула за это время эстетика и практика освещения… Под определение реконструкции декорации Пикаловой навряд ли подходят, в современной России для такой практики есть другое определение – новодел. Отсюда и вопрос – зачем затевалась эта история? Настоящей реконструкции (чтобы можно было апеллировать к архивным ценностям) не вышло, а сам спектакль – образчик того, от чего театр последние годы усиленно избавлялся. 

Но впечатляет картинка! Низкие, давящие своды в избе Грязнова, напротив, «летящий» потолок в тереме Собакиных, парящие кроны деревьев и устремленные ввысь купола церквей в Александровской слободе, расписные царские палаты. А костюмы! Кафтаны, сарафаны, кокошники – как в сказке. Диковина. Маленькие радости Большого театра. 

Юлии Певзнер осталось поместить в этом пространстве героев, развести мизансцены, что, в общем, она и сделала, не скупясь на выразительные средства. На пирушке у Грязнова разыгрывают сцену похищения (как, собственно, и была увезена из Каширы Любаша), в качестве саней используя шкуру медведя, а в качестве лошадей – дворовых девок. В третьем действии прямо во дворе у Собакиных казнят мужика, вслед за его же собакой, Иван Грозный седлает вороного коня, а Любаша… раздевается и пытается склонить Грязного к соитию (нелепица какая-то, иначе не скажешь). 

Но вдруг, в финале, когда история переходит в человеческую плоскость, невольно теряешь из виду весь этот маскарад, попадаешь в плен к Римскому-Корсакову и… пускаешь слезу. Вот тут и скажешь «спасибо» Василию Синайскому, в начале декабря сложившему полномочия музыкального руководителя и главного дирижера театра (спектакль должен был ставить он). Пригласили Геннадия Рождественского, и именно он приподнимает этот банальный, скучный и местами просто нелепый спектакль на уровень, достойный произведения искусства. Медленные темпы (спектакль с одним антрактом идет столько же, сколько недавняя премьера в Михайловском театре с двумя) простительны – ибо именно в оркестровой яме – не на сцене! – творится действо, как раз больше всего претендующее на реконструкцию самого лучшего из исторического наследия Большого театра. Это особый «русский» звук – нерезкий, приглушенный, но насыщенный эмоциями – и одновременно широкое дыхание и бесконечная мелодическая линия. В заключительной сцене безумия Марфы оркестр буквально трепещет – вместе с героиней, срывающей с себя душащие царские одежды, – и, словно, могильная плита, подавляет мощью финальных аккордов, когда Малюта (вдруг и в нем проснулось что-то человеческое) наказывает Грязнова за убитую Любашу. Увертюра звучит как воспоминание, словно со старой любимой пластинки – приглушенно, суховато, акцентируя внимание – вопреки обыкновению – не на колких ритмах у струнных, но на траурной поступи большого барабана, контрабасов и туб, предвосхищая трагедию финала. Форте и фортиссимо у Рождественского крайне мало – он (скупым жестом!) оперирует внутренним движением, внутренней динамикой. Пиано и пианиссимо – напротив, основные краски его интерпретации. Рождественский оперирует полутонами, намеками, он наслаждается тонкими подробностями партитуры, подчеркивая то один, то другой солирующий инструмент или – как в увертюре – выводя на первый план (в том числе умышленно – маэстро подкорректировал партитуру) неожиданные тембровые сочетания. Рождественский, по его словам, снял дублирующие голос инструментальные партии – отсюда, пожалуй, и некоторая зыбкость в отношениях между оркестром и певцами, будем надеяться, поправимая. 

Певцы в первом составе (всего их три или четыре) отличные: с партией Грязнова дебютировал в Большом баритон Александр Касьянов, Марфу поет солистка молодежной программы Ольга Кульчинская, Любашу – Агунда Кулаева из «Новой оперы» (пожалуй, эта работа стала самой запоминающейся). Не всем, правда, хватает актерского мастерства, и режиссер (в этом и беда подобных, в плохом смысле традиционных, постановок) не сочла нужным уделить этому вопросу специальное внимание. А вот самое провальное место спектакля – это ансамбли, здесь мастерства, так явно просвечивающего в сольных фрагментах, солистам явно не хватило.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1635
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3567
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2629
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2139

Другие новости