0
3025
Газета Культура Интернет-версия

06.02.2014 00:01:00

Медведи и валенки для китайцев

Тэги: премьера, мариинский театр


премьера, мариинский театр Урожай: на яблоки и на женихов. Фото Натальи Разиной предоставлено пресс-службой Мариинского театра

В Мариинском театре прошла премьера оперы Чайковского «Евгений Онегин». Уже в марте спектакль увидят жители Пекина – это совместная постановка с Национальным центром исполнительских искусств.

Хочется верить, что задача постановочной команды определялась именно участием в этой истории китайских друзей. Режиссер Алексей Степанюк в соавторстве с художниками Александром Орловым (сценография) и Ириной Чередниковой (костюмы) придумали спектакль в духе картин из русского быта пушкинской эпохи. Буквально: закрывающийся занавес, словно затвор камеры, «выхватывает» яркое изображение. Скажем, няню в традиционном костюме, пригорюнившуюся на ступеньках, застывших в недоумении гостей в доме Лариных или сумрак ночного Петербурга. Присутствуют на сцене непременные для экспорта предметы а-ля рюсс: медведь есть (но не как фрейдистский символ из сна Татьяны, просто чучело), самовар есть, балалайки нет, но есть гитара и, конечно, валенки – их носит дряхлый старичок Трике. 

За «варенье» в первом действии отвечают яблоки, которыми буквально усыпана сцена, выглядит это очень симпатично. Голубое небо, стог сена, блинный деревянный стол со старинным самоваром действительно создают ощущение теплого деревенского вечера в счастливой семье. Мамаша Ларина чудит – наряжается в экстравагантные шляпы и скрывается от солнца под соломенным китайским зонтиком, невесть откуда в этой глуши взявшимся. Здесь же Татьяна доверяет бумаге свои чувства.  Она мечется по ступеням, в исступлении толкает качели, словно раскачивая равновесие этого уютного мира. Так и есть: сцена объяснения уже проходит в вечерней мгле, на фоне вековых деревьев, устремивших в небо голые безжизненные ветви. Кажется, здесь просчиталась художница по костюмам. В то время как Онегин экипирован в соответствии с погодными условиями, Татьяна одета лишь в легкое платье и накидку. «Пропадает» и женский хор: его решено дать при закрытом занавесе – слышно неважно, а финальное проведение  тонет в аплодисментах. Петербург олицетворяет черный мрамор колонн, ярко-синяя гладь атласных нарядов и черные портьеры в доме Греминых. Стоя около окна, княгиня Гремина вспоминает свое прошлое, задумчиво перебирая яблоки, оставленные на подоконнике: с этой сцены начиналась опера. Здесь происходит и последнее объяснение героев. 

Появление таких – назовем их декоративными – спектаклей стало уже тенденцией. Вспомним последние премьеры главных театров: «Травиата», «Сомнамбула», «Дон Карлос» в Большом; «Дон Кихот», «Трубадур» в Мариинском. Среди названных спектаклей лишь парочка, где режиссеру удается не просто создать череду оживших иллюстраций – таков,  пожалуй, лишь «Дон Карлос» Эдриана Ноубла. «Евгений Онегин», при всем желании Алексея Степанюка не превращать спектакль в экскурсию-путеводитель, сделать так, чтобы «все персонажи – начиная от Онегина, заканчивая Зарецким и Ротным – были живыми людьми», в этот перечень не попадает. Как экспортный вариант «энциклопедии русской жизни» постановка вполне годится, но (особенно имея за плечами нескольких нетривиальных «Онегиных» последних лет) смотреть эту версию скучно. 

Выручает Валерий Гергиев, чья интерпретация небанальна, и одновременно точно по Чайковскому Гергиев толкует зрителю ситуацию, приоткрывая то, что скрыто от глаз – то, что в душе и мыслях у героев. А то, как маэстро смакует подробности, частности этой великой партитуры, не может не восхищать. Справедливости ради отметим: оркестр не всегда отзывается чутко – где киксанут духовые, где запоздают струнные, но это традиционно можно отнести на премьерное волнение и интенсивный темп жизни в театре.

Исполнительский состав в целом ровный и опытный: у Андрея Бондаренко этот Онегин далеко не первый, солист Михайловского театра Евгений Ахмедов успешно дебютировал с партией Ленского в прошлом сезоне (спектакль можно посмотреть сегодня на Новой сцене Большого театра, в конкурсной программе «Золотой маски»). Солистка Академии молодых певцов Мариинского театра Мария Баянкина, в будущем идеальная Татьяна, пока чувствует себя не очень уверенно.

Санкт-Петербург 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1651
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3591
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2647
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2154

Другие новости