Фото Reuters
Церемония вручения престижной премии "Грэмми" проводится уже более полувека - учрежденная американской академией звукозаписи в 1958 году, награда присуждается ежегодно в десятках разных категорий, от лучшей песни до лучшей обложки для диска. Невзирая на огромное число номинаций, в СМИ обычно попадают лишь лауреаты "Большой четверки" (англ. the Big Four) - наиболее "престижных" премий: запись года, альбом года, песня года и лучший новый артист. Большинство же обладателей наград остаются неизвестными широкой общественности. Кому и за что вручали "Грэмми", не вошедшие в ТОП музыкальных СМИ?
Для многих будет большой неожиданностью, но наиболее обширно представленным жанром (десять номинаций) в категориях Грэмми на 2014 год является классическая музыка. Безусловным лидером прошедшего года и своего рода классическим конкурентом "Daft Punk" стала композиция Марии Шнайдер "Winter Morning Walks", взявшая награды за лучшую композицию, лучшее сведение и лучшее вокальное соло, в исполнении сопрано Апшоу Дон. Получившая классическое музыкальное образование незадолго до создания собственного джазового оркестра, Шнайдер написала насыщенную тревожную композицию, постоянно перетекающую из взвинченной фри-классики в почти джазовое пение с сильным влиянием мюзикла - и еще задолго до премии получила хвалебные отзывы множества музыкальных и новостных изданий.
Не подкачали и прочие номинации. В жанре «лучшая запись хора» победило сочинение Арво Пярта "Adam's Lament" в исполнении хора Латвийского радио и камерного оркестра Sinfonietta Riga, а лучшими исполнителями камерной музыки стал вокальный ансамбль Roomful of Teeth, вне зависимости от репертуара звучащий где-то на стыке классики и дарк-этереала. Также, в числе лауреатов оказались Minnesota Orchestra под управлением Осмо Вянскя (лучшее исполнение), Дэвид Фрост, работавший в том числе над "Winter Morning Walks" (лучший продюсер) и перкуссионистка Эвелин Гленни (классическое соло) со своим концертом для перкуссии и струнного оркестра.
Не менее важной составляющей "второго эшелона" Грэмми является джаз. Среди главных имен Грэмми 2014, конечно - Уэйн Шортер, восьмидесятилетний американский саксофонист, известный своей работой с Майлзом Дэвисом. Уэйн получил награду за лучшую джазовую импровизацию (композиция "Orbits"), обойдя трубача Теренса Блэнчарда, коллегу по Blue Notes Records. Автором лучшего джазового альбома стал Грегори Портер (тоже, кстати, выпускник Blue Notes) - пластинка называется Liquid Spirit.
В категории инструментальной музыки лидировала малоизвестная в России Терри Лин Кэррингтон - едва ли не единственная женщина, совмещающая роли композитора и джазовой барабанщицы - с альбомом Money Jungle: Provocative In Blue. В полном соответствии с выбранным названием, альбом звучит жестко и запутанно: появление на волнах многочисленных Jazz.fm маловероятно, но звание "вехи в истории современного джаза" - вполне ожидаемо.
Автором лучшей аранжировки инструментала стал Гордон Гудвин с классической композицией On Green Doplphin Street; в соседней номинации - лучшей аранжировки с голосом - победил Джил Голдштейн, с не менее известной Swing Low, в исполнении Бобби МакФеррина.
Также, в числе победителей оказались Рэнди Брекер (лучший биг-бэнд-альбом), Клэр Фишер (лучший инструментал), и Пакито Ди Ривера (лучший альбом латинского джаза). Приличия ради стоит отметить, что восемь наград, технически, лишь тень былого величия данной рубрики - еще три года назад их было одиннадцать.
Третьим не менее "сочным" направлением Грэмми является американская народная музыка, в диапазоне от блюграсса и "американы" до фолка и кантри. Все номинированные песни объединяет наличие акустической гитары и лирически-патриотических текстов. Особенно рекомендуем остановиться на балладе "Old Yellow Moon" в исполнении дуэта Эмми Лу Харрис и Родни Крауэлла, победивших в номинации "лучший американский альбом", и "From This Valley" группы The Civil Wars, взявшей награду за лучшее кантри-исполнение. Невзирая на статус кантри-исполнителей, the Civil Wars звучат в приятной близости к инди-фолк-музыкантам, вроде Amy McDonald и Katie Melua
Говоря о более специфических жанрах в категориях Грэмми, нельзя не упомянуть Gipsy Kings и Ladysmith Black Mambazo, поделивших первое место в номинации лучшего альбома этнической музыки, Зигги Марли (номинация - реггей) и уже классический дуэт гитариста Бена Харпера и гармошечника Чарли Масселуайта с альбомом Get Up! (лучший блюзовый альбом). Также стоит отметить "Live Kisses" - фильм-концерт Пола Маккартни, победивший в номинации лучшего музыкального видео и лучшего объемного звучания, лучший мюзикл – «Kinky Boots», и лучшую речь - в этой номинации победил Стивен Колберт, за интервью, данное во время посещения нью-йоркского офиса Google, America Again: Re-becoming The Greatness We Never Weren't.